Денис Карасев, генеральный директор Центра перспективных технологий ТМХ. Каждое современное предприятие стремится к постоянному совершенствованию, чтобы не уступать своим конкурентам, а превосходить их. ТМХ как лидер научно-технического прогресса в отрасли транспортного машиностроения уделяет большое внимание внедрению инноваций. В составе холдинга вот уже пять лет действует специализированная научная организация — Центр перспективных технологий.
ПЕРВЫЕ ШАГИ
Центр перспективных технологий (ЦПТ) образован в конце 2019 года. Он создавался с нуля, но уже буквально через год кипела научно-исследовательская работа. Штат компании изначально составлял всего четыре человека, которые занимались проработкой нескольких проектов, ставших заделом для дальнейшей деятельности.
В процессе приобретения опыта сформировался сильный коллектив, утверждена методология, определены цели и сформулированы принципы работы ЦПТ. Если поначалу мы только выстраивали цепочку актуальных для холдинга направлений исследований, то сегодня наша деятельность подчинена четкому графику, в котором порядка 200 научно-исследовательских работ на разной стадии реализации, они выполняются не только в рамках продуктовых проектов и операционной деятельности холдинга, но и для сервисных компаний — «ЛокоТеха» и «МВМ-Сервиса». Можно сказать, что мы начинали с самых животрепещущих вопросов, поскольку были ограничены в ресурсах, а сейчас наши границы и возможности сильно расширились. В этом и состоит главная цель ЦПТ — не просто решать локальные задачи, а системно подходить к научно-техническому развитию холдинга. Совместно с Технической дирекцией ТМХ мы планируем развитие на 5–10 лет вперед.
КАДРЫ — САМЫЙ ЦЕННЫЙ РЕСУРС
Сейчас штат нашего центра увеличился почти в 30 раз, и мы активно ведем набор новых специалистов, заинтересованных в том, чтобы реализовать себя в научной работе. Мы привлекаем лучших в своем деле. В частности, к нам перешли специалисты из зарубежных компаний, которые ушли с российского рынка. Также мы приглашаем инженеров с опытом работы в других отраслях машиностроения, включая авиацию, ракето-, судо- и автомобилестроение. Географически мы тоже открыты для всех кандидатов. Грамотные специалисты, имеющие опыт в железнодорожной отрасли и знания нашей специфики, могут претендовать даже на руководящие должности в ЦПТ.
Многие исследования проводятся совместно с образовательными учреждениями, поэтому развернута большая кампания по привлечению в ЦПТ выпускников профильных вузов. Нашими партнерами уже являются семь вузов, включая Брянский государственный технический университет, Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого, Омский государственный университет путей сообщения.
Также мы ведем совместную работу с организациями, не связанными с образовательной деятельностью. В общей сложности это более 40 партнеров. В них входят отраслевые институты, инженерные и испытательные центры, производственные компании, которые помогают нам проводить прикладные исследования, необходимые для того, чтобы целенаправленно развивать продукцию ТМХ, определять стратегию технического развития холдинга и понимать, на какие технологии необходимо делать упор, чтобы они стали компонентными для наших поездов через 5–10 и более лет.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
Мы стремимся к тому, чтобы реализуемые у нас проекты, когда это возможно, становились новыми для холдинга направлениями бизнеса.
Специалисты ЦПТ создали совершенно новую методику спектральной диагностики используемого для работы дизелей масла и появляющихся в нем в результате эксплуатации примесей. Разработанная и внедренная технология, в отличие от стандартного метода спектрального анализа РЖД, дает возможность определить более 100 элементов, их размер и состав, что позволяет точнее выявить, в какой части двигателя происходит износ. Таким образом осуществляется качественный предиктивный анализ состояния двигателя, позволяющий вовремя провести предупредительный ремонт, заменить выходящие из строя элементы. В результате внедрения новой методики и с целью оказания услуг «ЛокоТеху» создан Центр спектральной диагностики ТМХ, который также уже строит планы по выходу на внешний рынок. В ближайшие годы подобным образом могут быть коммерциализированы еще несколько наших разработок.
В любом проекте ЦПТ работает в тесной связке с другими предприятиями и организациями ТМХ. Мы всегда находимся в активном диалоге с компанией «ТМХ Инжиниринг», особенно на стадии, когда идея превращается в реальный опытный образец. Один из ярких примеров — разработка новой опоры кузова на тележку для унифицированной платформы маневровых локомотивов, к которой относятся наши новейшие разработки — тепловоз ТЭМ23 и электровоз ЭМКА2. Для этого проекта «ТМХ Инжиниринг» разработал требования, а ЦПТ совместно с другими научными организациями выступил в качестве исполнителя. Специалисты ЦПТ определили и подтвердили ресурсные характеристики, которые впоследствии были заложены в эксплуатационную документацию этих локомотивов.
Часто ЦПТ, наоборот, выступает в роли заказчика конструкторской документации. Предположим, мы провели ряд исследований и спроектировали новую конструкцию, после чего необходимо создать макетный образец для испытаний. Тогда мы обращаемся за помощью к коллегам из блока инжиниринга в рамках договорных отношений внутри холдинга. Изготовление самих макетов и испытания проводятся преимущественно на заводах и в испытательных центрах ТМХ.
В числе работ, выполняемых ЦПТ, можно отметить проекты, направленные на повышение уровня комфорта в пассажирском железнодорожном транспорте. Так, в настоящее время ЦПТ совместно с производителями железнодорожных колес ведет разработки по созданию колес со сниженным уровнем шума, обеспечивающих новый уровень акустического комфорта в поездке. Также ЦПТ принимает участие в работах по оптимизации систем обеспечения микроклимата для перспективных вагонов метрополитена с целью улучшения теплового комфорта для пассажиров.
Наше взаимодействие с коллегами базируется на прочной методологической основе. В инженерной среде применяется система измерения зрелости продукта — уровень готовности технологии (TRL). Шкала разделяет процесс создания продукта на девять ступеней, что позволяет эффективно систематизировать работу над проектом. Первый уровень — это научные статьи, а последний — изготовление серийного образца и ввод в эксплуатацию. Так вот, нашу работу по созданию жизненного цикла технологий от идеи до готового изделия тоже можно разделить на соответствующие этапы. Мы не уходим вглубь фундаментальных исследований (уровни от 1 до 2), а концентрируемся на лабораторных и натурных испытаниях, а также на создании макетов (от 3 до 6). Проектирование новой техники находится в зоне ответственности инжиниринга (7–8). Ну а выпуск серийной продукции и ее обслуживание осуществляют заводы холдинга и сервисные компании (9-й уровень). При этом ЦПТ внимательно отслеживает эффективность своих технологий в условиях реальной эксплуатации и использует полученные сведения для их дальнейшего совершенствования.