Достижения — каждый день

14 октября 2024

«ТМХ Энергетические решения» — относительно молодая структура в составе Трансмашхолдинга: она была создана четыре года назад. Сосредоточившись на нескольких направлениях, она демонстрирует отличные результаты и не собирается останавливаться на достигнутом. Рассказывает заместитель генерального директора ТМХ по операционной деятельности, генеральный директор ТМХ ЭР Андрей Васильев.

«ДАЛЬШЕ БУДЕТ ЕЩЕ ИНТЕРЕСНЕЕ!»

— Андрей Арнольдович, какие успехи в работе ТМХ ЭР за прошедшее время вы считаете наиболее значимыми и почему?

— Я бы посмотрел на это с точки зрения рыночных позиций и освоения новой продукции. Мы запустили производство большого числа продуктов, которые на момент создания ТМХ ЭР не выпускались внутри холдинга. Среди них, например, тяговые электрические двигатели для вагонов метро, двигатели для наших электропоездов «Иволга», некоторые виды дизельных и газовых двигателей для энергетики и других нужд. Это позволило нам усилить свое присутствие на рынке и завоевать некоторые дополнительные ниши.

Кроме того, мы получили целый ряд новых клиентов — и тех, с кем раньше ТМХ не работал, и, что называется, «забытых» старых. Так, с БелАЗом мы теперь сотрудничаем сразу в нескольких сферах. Начались серийные поставки двигателей белорусским партнерам. Есть совместные идеи и проекты и по другим направлениям. Конечно, активно развивается взаимодействие с атомной отраслью, где наши двигатели и дизель-генераторные установки используются для создания резервных питающих мощностей на различных объектах.

И это лишь небольшая часть наших успехов. Честно говоря, у нас каждый день есть определенные достижения, так что решение о создании ТМХ ЭР точно себя оправдало. А дальше будет еще интереснее!

— ТМХ ЭР создавался как субхолдинг, задачей которого было освоение выпуска комплектных систем привода — от источника энергии до трансмиссии и движителя для рельсового, колесного, гусеничного и водного транспорта, а также распределенной энергетики. Насколько решаемой эта задача оказалась на практике?

— Возможность предложить заказчикам комплексное решение систем привода мы расцениваем как серьезное конкурентное преимущество. Сегодня на рынке наблюдается очень сильная конкуренция в отдельных сегментах, будь то дизельные или тяговые электродвигатели, генераторы, преобразователи, аккумуляторные батареи и т. д. Это означает и достаточно высокий порог входа в каждый сектор, и низкие нормы прибыли, потому что приходится постоянно совершенствоваться, чтобы удерживать свои рыночные позиции. Закрепиться на этом рынке и обеспечить холдингу ведущие позиции на нем — одна из главных задач, стоящих перед Трансмашхолдингом в ближайшие годы. Это обстоятельство не в последнюю очередь привело к тому, что было принято решение назначить меня главой ТМХ ЭР, сохранив за мной же должность заместителя гендиректора по операционной деятельности в большом холдинге.

В то же время предложений комплектного тягового привода, когда клиент покупает готовое решение и ему остается только залить дизельное топливо или подать газ и получить поступательное движение, на рынке не очень много. Но именно такой подход позволит нашим потребителям получить существенную выгоду, потому что избавит от проблем, которые возникают на стыке различных систем. Мы работаем над несколькими такими системами, которые будем предлагать как единое решение. В настоящий момент еще не осуществлено ни одной поставки такой комплектной системы, хотя отдельные элементы, поставляемые «россыпью», уже можно собрать в единую систему. Мы надеемся, что в скором времени выйдем на рынок с конкурентным продуктом.

— Можете конкретизировать, о каких именно системах идет речь, для каких заказчиков и видов транспорта?

— Наиболее близок к реализации проект по созданию комплектного привода для БелАЗа, который включает дизельный двигатель, генератор, преобразователь, электромотор и накопитель. Благодаря решениям ТМХ ЭР машина будет гораздо экономичнее, чем представленные на рынке аналоги. Это очень интересное предложение, в его эффективности и рыночных перспективах убеждены не только мы, но и заказчики – для продвижения решения недавно создали совместное предприятие с одним из крупнейших потребителей.

Что касается последующих разработок, то каждое решение должно создаваться под определенную транспортную единицу, для экскплуатации в конкретных условиях с четко обозначенными нагрузками, температурным и весовым режимом. Комплектный привод не является универсальным, это всегда индивидуальный продукт. Безусловно, для создания всех новых решений будет применяться наш производственный и инженерный потенциал, накопленный опыт, но не сам готовый привод.

16-36ДГ_L.jpg


«ИСПОЛЬЗУЕМ ВСЕ ВОЗМОЖНОСТИ»

— Какие рыночные ниши представляются вам наиболее перспективными и что предпринимается для их освоения?

— У нас есть традиционные рынки, на которых мы присутствуем и будем далее укреплять позиции. Это, в частности, двигатели для железнодорожной техники — локомотивов и электротранспорта, для различных видов водного транспорта, а также резервной генерации атомных электростанций.

Ключевым партнером «ТМХ Энергетических решений» являются «Российские железные дороги». Мы не только производим двигатели, которые используются в конструкции новых тепловозов и для ремоторизации проходящих капремонт машин, но и напрямую поставляем в депо запасные части и турбокомпрессоры. Рассчитываем, что эта практика будет расширяться.

Новые ниши, куда мы собираемся двигаться, — это, например, комплектные электростанции для распределенной генерации энергии, комплектный привод для транспорта, а также различного рода решения в области аккумуляторов.

ДТА 380 У1 Иволга_L.jpg


Одним из приоритетных направлений является создание комплектных электростанций различной мощности, поставляемых в контейнере, который можно доставить к месту эксплуатации любым способом — вертолетом, вагоном или автотраком. Такие станции могут работать на дизельном или газовом топливе, при этом наши технологии по изготовлению среднеоборотных двигателей занимают нишу от почти 1 МВт и выше. Использовать среднеоборотные двигатели на меньших мощностях экономически нецелесообразно. (Более подробно о блочно-модульных электростанциях ЭГПК-9 читайте на стр. 10. — Прим. ред.).

Есть планы работы в секторе гражданского судостроения.

— Как известно, помимо ТМХ, еще одним вашим акционером является «Росатом», который реализует масштабную программу сооружения АЭС в России и за рубежом. Предполагается ли участие предприятий ТМХ ЭР в ее реализации?

— Да, причем на сегодняшний день самым востребованным атомщиками нашим продуктом является дизель-генераторная установка (ДГУ), представляющая собой пример комплектного решения, в котором коломенский дизель является самым важным, но только одним из элементов. В настоящее время в производстве находятся ДГУ для трех проектов, включая проект сооружения АЭС «Эль-Дабаа» в Египте. Сотрудничество с предприятиями «Росатома» развивается как в части расширения линейки производимой в их интересах продукции, так и в исполнении заказов для новых проектов.

— В 2022 году многие производители из недружественных стран покинули российский рынок. Как это сказалось на ТМХ ЭР, способна ли компания удовлетворить внутренний спрос и открылись ли перед ней новые возможности на зарубежных рынках?

— Описываемые вами события сначала создали угрозы, с которыми мы потом успешно справились. Одновременно для нас, действительно, возникли дополнительные возможности. В первую очередь в тех нишах, где традиционно использовались двигатели иностранного производства.

Одна из таких сфер — распределенная энергетика. Сейчас мы собираемся активно участвовать в развитии этого рынка. Больше возможностей появилось по поставкам нашей техники для атомных электростанций и различного рода морской техники. Соответственно, чтобы отвечать новым вызовам, мы активно развиваем наше производство, закупаем современное оборудование, разворачиваем новые мощности на своих предприятиях. Для этого используем все инструменты, которые предоставляют нам и рынок, и государство, и Фонд развития промышленности.

«НАШЕ КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО — В СИНЕРГИИ»

— Какова целевая модель деятельности ТМХ ЭР и в какие сроки ее предполагается выстроить?

— Я считаю, что один из главных элементов, над которым нужно работать в ближайшее время, — это изменение отношения к клиенту. Продолжительное время наши предприятия работали на традиционных, достаточно узких рынках, предлагая решения преимущественно для железной дороги. Не секрет, что и основные потребители находились внутри одного конгломерата, Трансмашхолдинга. Получалось, что это не совсем клиенты, а просто члены нашей же семьи.

Убежден, что с таким подходом эффективно выйти на внешний рынок не получится. Как правило, не работает и дифференцированный подход: к этому клиенту я отношусь как к части общей корпорации, а к этому — как к внешнему заказчику. Думаю, что необходимо ко всем нашим клиентам относиться одинаково. И основные требования, которые я ставлю перед компанией, касаются изменения отношения к клиентам. Они для нас — самый дорогой элемент всей цепочки получения выгод и прибыли, доверительные отношения с ними — основное условие увеличения доли рынка.

Конечно, в высокотехнологичных компаниях, к которым мы, безусловно, относимся, это далеко не единственный элемент, на который надо обращать внимание. В приоритете также все, что касается технических решений, развития инженерных компетенций, привлечения лучших кадров.

— В ТМХ ЭР объединены разные направления: с одной стороны, двигателестроение, с другой — электротехника. Понятно, что это сделано для того, чтобы можно было выводить на рынок комплексные предложения. Но насколько это эффективно с точки зрения управления?

— Оба направления относятся к преобразованию энергии. Для того чтобы предоставить клиенту готовые комплексные решения, есть смысл изобретать, конструировать, производить не по отдельности двигатель, генератор, преобразователь и пр., а вместе все элементы, которые будут задействованы в единой системе. Именно в этой синергии мы видим наше конкурентное преимущество.

— Трансмашхолдинг однозначно воспринимает «ТМХ Энергетические решения» как часть своей большой семьи. Но у вас есть и второй акционер — «Росатом». Как строятся отношения с ним, насколько активно он участвует в вашей жизни?

— Безусловно, это достаточно активный собственник, который оказывает довольно сильное влияние. Это приносит нам много пользы, потому что корпорация «Росатом» имеет удивительный, колоссальный опыт управления сложнейшими проектами. У них внедрены чрезвычайно развитые системы — от управления качеством до управления закупками, и мы с удовольствием перенимаем этот ценный опыт.

Приведу один пример. В «Росатоме» внедрена Производственная система, которая сокращенно называется ПСР. В ТМХ, как известно, есть своя Производственная система — TOS. Ввиду того, что у нас два собственника, мы с огромным удовольствием строим объединенную систему по управлению производством, где используем лучшие элементы обеих систем. Имея возможность черпать из двух больших источников множество интересных решений, мы получаем дополнительные преимущества. На уровне акционеров никаких минусов взаимодействия я тоже не вижу, только плюсы.

20ЭДГ500_L.jpg


«РАССТАВАТЬСЯ С ЛОКОМОТИВАМИ НЕ ПЛАНИРУЕМ»

— Под управление ТМХ ЭР три года назад были переданы Коломенский завод и «Пензадизельмаш». Как это сказалось на деятельности предприятий с учетом того, что для Коломны, например, одним из направлений является локомотивостроение, которое не входит в число приоритетов ТМХ ЭР?

— Мы не считаем, что наша квалификация по локомотивостроению — это какой-то чужеродный для нас элемент. Коломенский завод давно выпускает локомотивы, эта работа продолжается. Мы производим не очень много, но видим достаточно устойчивый спрос. И он будет, как мы полагаем, на протяжении нескольких лет сохраняться, это направление мы терять не собираемся. Если же спрос начнет ослабевать, то высвобождаемые мощности сможем замещать ремонтом ранее выпущенных локомотивов.

Все произведенные локомотивы имеют достаточно большой срок службы и требуют обслуживания и ремонта. Кто, как не завод, выпустивший ранее продукцию, может качественно провести ее модернизацию или ремонт? Так что расставаться с локомотивами мы не планируем.

Что касается завода в Пензе, то, кроме дизельного двигателя, он еще выпускает целое семейство турбокомпрессоров. И мы видим только преимущества от того, что оба этих предприятия находятся в одном субхолдинге. Среди плюсов — и взаимные поставки турбокомпрессоров, и управление общими закупками, и возможность ротации сотрудников, и оперативный обмен опытом. Два завода органично действуют вместе, друг другу ничуть не мешают, не конкурируют и извлекают из работы под общим брендом только пользу.

— Каковы планы в отношении Завода автономных источников тока? Насколько ТМХ ЭР зависит от его продукции и есть ли реальные альтернативы?

— Мы все вместе предприняли массу усилий для обеспечения нашей техники аккумуляторами собственного производства. Возможны ли альтернативы? Да, вполне. Это не уникальная технология: покупай оборудование и создавай новое производство. Но все-таки мы твердо намерены сделать площадку Завода автономных источников тока эффективным базовым предприятием, снабжающим весь холдинг аккумуляторной продукцией.

«ВСЕ НАШИ ДВИГАТЕЛИ СЕГОДНЯ ВОСТРЕБОВАНЫ»

— Продуктовый портфель ТМХ ЭР включает в себя двигатели как старых (Д49, Д50), так и новых конструкций (Д300, Д500). Какова нынешняя стратегия: развивать и продолжать производить двигатели всех семейств или вытеснять старые конструкции в пользу новых?

— Все зависит от рынка: мы будем производить двигатели столько, сколько потребуется нашим клиентам. На сегодняшний день они востребованы и используются в различных отраслях народного хозяйства.

Если мы говорим о старых двигателях, то это вовсе не значит, что они идентичны тем, которые производились несколько десятилетий назад. Конечно же, постоянно происходит их совершенствование, и двигатель, выпущенный 10 лет назад, ничуть не похож на тот двигатель, который мы выпускаем сегодня. Хотя, безусловно, совершенствование существующей конструкции не бесконечно, поэтому мы делаем новые двигатели, вводим новые типы и новые семейства. Для каждой задачи существует оптимальное решение, и все варианты мы предлагаем рынку. При этом на сегодняшний день планов по сокращению каких-либо линий у нас нет.

8O9A8577_L.jpg


— Какие новые двигатели могут появиться в ближайшие годы и каково их назна­чение?

— Сегодня продолжается работа над двигателем, который в качестве топлива сможет также использовать газодизельную смесь. Планируем, что такой двигатель можно будет интегрировать и в различную технику, и применять на электростанциях. Также отслеживаем потребности рынка в двигателе Д200. Его конструирование будет возобновлено, как только мы увидим востребованность.

— А насколько в принципе перспективна ниша многотопливных двигателей и двигателей, использующих альтернативные виды топлива? Будет ли, на ваш взгляд, этот рынок расти?

— Здесь, по моему мнению, драйвером процесса выступает доступность самого топлива, в частности, наличие природного газа. В нашей стране природного газа много, и это подталкивает нас к активной работе над газовыми двигателями. Их востребованность, как нам кажется, будет расти и в генерации электроэнергии, и в сегменте мобильных локомотивов, и в ряде других секторов. Мы готовы отвечать на такие вызовы, предлагая рынку решения по двигателям, которые работают на этом топливе.

«ЛЮБОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ — ЭТО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ЛЮДИ»

— Какие задачи стоят перед «ТМХ-Электротехом»? Оправданным ли оказалось решение вывести электротехническое производство из состава НЭВЗа и превратить его в центр компетенций, работающий в интересах всего холдинга?

— Выделение этого предприятия в отдельную структуру оправдало себя. Получив самостоятельность, «ТМХ-Электротех» начал освоение и выпуск техники для самых разных сегментов рынка, в частности — двигателей для вагонов метро и электропоездов «Иволга», которые на этих площадях никогда не производились. Надеюсь, что после того, как мы удовлетворим внутренний спрос, начнем предлагать его продукцию партнерам за пределами Трансмашхолдинга. В своем сегменте «ТМХ-Электротех» является крупнейшим российским производителем, так что решение этой задачи вполне реально.

— Насколько остро в ТМХ ЭР стоит кадровый вопрос и какие усилия предпринимаются для его решения?

— Мы находимся не в вакууме, работаем в условиях конкретной страны и территорий, поэтому все глобальные проблемы с персоналом имеют отношение и к нашим предприятиям тоже. Мы благодарны нашему холдингу за централизованное управление кадрами, систему обучения и взаимного обмена, доступ к ресурсам Корпоративного университета, линейку нашего кадрового резерва, к которому мы тоже имеем отношение. С другой стороны, мы не только надеемся на помощь центральной команды, но и сами стараемся создавать условия, которые помогают нам удерживать персонал на наших предприятиях.

Мы запустили программу «Культура производства», которая направлена на улучшение условий работы людей на местах. Это касается не только безусловного приоритета — обеспечения безопасной эксплуатации оборудования и применения средств индивидуальной защиты, но и комфортных условий труда — вентиляции, систем обогрева и кондиционирования и т. д. Сейчас мы тестируем несколько видов экзоскелетов на наиболее тяжелых участках. Иными словами, активно работаем над тем, чтобы компания «ТМХ Энергетические решения» была обеспечена кадрами и могла выпускать свою продукцию. В конце концов, любое предприятие — это не только площади и станки, а в первую очередь люди, которые на нем работают.

— Каким вы видите «ТМХ Энергетические решения» через пять лет?

— Моя мечта, чтобы у инженеров и руководителей при принятии решений о покупке нового оборудования прежде всего возникал образ той продукции, которую выпускают ТМХ ЭР и его партнеры. Для достижения такого результата, конечно же, нужно прилагать усилия к тому, чтобы наша техника была безупречна с точки зрения качества, отвечала всем техническим запросам потребителей и при этом была доступна по цене.

М10_L.jpg


Опубликовано в журнале «Вектор ТМХ»