На подмосковном Демиховском машиностроительном заводе (ДМЗ, входит в состав ТМХ) благодаря поддержке государства и привлечению льготного займа Фонда развития промышленности (ФРП) завершена реализация программы «Развитие пассажирского транспорта и освоение производства редукторов для моторвагонного подвижного состава». Ее итоги – производство электропоездов с применением локализованного электрооборудования, создание уникального, не имеющего аналогов центра компетенции по выпуску редукторов различного назначения и наращивание мощностей по ремонту подвижного состава.
ТМХ как лидер отечественного транспортного машиностроения уделяет приоритетное внимание обеспечению технологического суверенитета России в сфере разработки и производства подвижного состава и его компонентов. Холдинг завершил на площадке ДМЗ масштабный проект развития производственного комплекса, который позволил снять риски, связанные с импортом важных конструктивных элементов электропоездов. Инвестиции в предприятие превысили 1,8 млрд рублей, из них 1,45 млрд рублей в виде льготного займа предоставил федеральный ФРП.
В рамках проекта ДМЗ приобрел современное высокотехнологичное оборудование, в том числе токарные, фрезерные, шлифовальные обрабатывающие центры с программным управлением и комплекс термической обработки отечественного производства. Это позволило освоить изготовление технически сложных узлов – редукторов для электропоездов ЭГЭ2Тв «Иволга 4.0», производимых Тверским вагоностроительным заводом (ТВЗ, также входит в состав ТМХ).
Редуктор является частью моторно-редукторного блока, предназначен для передачи вращающего момента с вала якоря тягового двигателя на колесную пару. Узел рассчитан на 40 лет эксплуатации. Детали редуктора, подлежащие обязательной сертификации, прошли необходимые процедуры. ДМЗ вышел на запланированные производственные мощности – 600 редукторов в год. Также проведенная модернизация позволяет предприятию нарастить мощности по производству редукторов для вагонов метро до 600 единиц в год.
В рамках профинансированного с привлечением ресурсов Фонда развития промышленности инвестиционного проекта была расширена и модернизирована технологическая цепочка, обеспечивающая сборку пригородных электропоездов постоянного тока ЭП2ДМ и переменного тока ЭП3Д. В результате обеспечена максимальная локализация производства подвижного состава. Серийный выпуск поездов ЭП2ДМ с отечественным электрооборудованием собственной разработки ТМХ стартовал в 2023 году. На сегодняшний день подвижной состав ДМЗ отмечен отраслевыми наградами. ЭП2ДМ – лауреат ежегодного конкурса РЖД на лучшее качество подвижного состава и национальных премий «Приоритет» и «Формула движения».
Крупнейшим потребителем продукции, которая будет производиться благодаря обновлению производства на ДМЗ, как ожидается, будет Москва, которая является одним из крупнейших и самых надежных партнеров ТМХ (для нужд столичного транспортного узла ежегодно приобретается значительное количество и электропоездов, и поездов метро). В партнерстве с Государственной транспортной лизинговой компании при поддержке ВЭБ.РФ первые электропоезда ЭП2ДМ были поставлены на московский транспортный узел.
Также в процессе масштабного обновления производства ДМЗ нарастил производственные мощности как по выпуску новых вагонов, так и по направлению капитального ремонта. На сегодняшний день предприятие может производить и ремонтировать совокупно 630 вагонов в год. Электропоезда, которые выпускаются на заводе, включены в реестр российской промышленной продукции, который ведет Минпромторг России.
«Финансирование Фонда развития промышленности помогает обеспечить технологический суверенитет в области пассажирского железнодорожного транспорта – стратегически значимой части российской экономики. Благодаря реализации инвестпроекта на ДМЗ мы смогли добиться полного импортозамещения компонентов электропоездов ЭП2ДМ и ЭП3Д. Выпуск полностью отечественных тяговых редукторов укрепляет роль Демиховского машиностроительного завода как поставщика «Метровагонмаша», Тверского вагоностроительного завода и других предприятий Трансмашхолдинга», – рассказал генеральный директор «Трансмашхолдинга», член Бюро Союза машиностроителей России Кирилл Липа.
«Транспортное машиностроение – одно из приоритетных направлений финансирования Фонда развития промышленности. Сейчас предприятия «Трансмашхолдинга» с привлечением займов ФРП развивают производство отечественных локомотивов, пассажирских вагонов, двигателей и других ключевых комплектующих для железнодорожного транспорта. Демиховский машиностроительный завод за счет займа ФРП в размере 1,45 млрд рублей наладил выпуск полностью российских электропоездов и новых редукторов для подвижного состава. Общий бюджет проекта составил 1,8 млрд рублей», – рассказал директор Фонда развития промышленности Роман Петруца.
Завершение масштабной программы ФРП на производственной площадке ДМЗ стало темой выездного совещания, в котором приняли участие представители Минпромторга России, ФРП, топ-менеджеры ТМХ. В своем докладе генеральный директор ДМЗ Владимир Чекалин отметил: «Поддержка ФРП и ТМХ дала серьезный импульс развития нашему предприятию. Мы приобрели новые компетенции, усовершенствовали процессы внутрихолдинговой кооперации, заложили потенциал для реализации новых проектов».
По итогам совещания, реализация программы ФРП на Демиховском машиностроительном заводе признана успешной. Приобретение нового оборудования и наращивание мощностей позволило обеспечить технологический суверенитет в области производства пригородного подвижного состава – электропоездов моделей ЭП2ДМ, ЭП3Д и «Иволга». Это позволяет организовывать комфортные пассажирские перевозки в пригородном сегменте по всей стране.
Присоединяйтесь к нам в Telegram, Вконтакте в MAX
При использовании материала активная индексируемая гиперссылка на сайт ТМХ обязательна.