На Тверском вагоностроительном заводе (ТВЗ) были успешно проведены натурные огневые испытания полноразмерного макета двухэтажного купейного пассажирского вагона.
Огневые испытания проводились ЗАО НО «Тверской институт вагоностроения» на открытой площадке на территории ТВЗ; обязательными условиями для проведения испытаний были: светлое время суток, температура не ниже +10 С° и отсутствие атмосферных осадков.
Огневым испытаниям подвергся макет двухэтажного вагона, состоящего из шести купе (три на первом, три на втором этаже), а также часть коридора напротив купе и лестница между этажами. Купе для испытаний было укомплектовано постельными принадлежностями и принадлежностями съемного инвентаря.
Перед испытателями была поставлена цель определить время достижения опасными факторами критических значений в вагоне и на путях эвакуации (температуры воздушной среды, концентрации продуктов горения), а также оценить эффективность реализованной в вагоне системы противопожарной защиты.
Во время испытаний измерялась температура в пассажирских помещениях и на путях эвакуации, пути распространения огня и дыма, время срабатывания извещателей пожарной сигнализации и время тушения очага загорания. Кроме того, осуществлялся анализ газовоздушной среды ее токсикологической опасности, за проведение которого отвечал ФГУП «ВНИИЖТ Роспотребнадзора».
При проведении испытаний внутри вагона создавался очаг возгорания определенной интенсивности с последующей регистрацией процесса развития его в пожар или самопроизвольного затухания. В каждом опыте при помощи разного количества специальных «подушек» из смятой газетной бумаги создавался натурный очаг пожара в купе на одной из нижних спальный полок. При возникновении опасного состояния воздушной среды в объеме купе вагона (т.е. температура свыше 200 С°), но не ранее 3-х минут после срабатывания пожарной сигнализации запускалась установка аэрозольного пожаротушения и фиксировалась время ее от запуска до окончания тушения очага пожара.
Благодаря использованию трудногорючих материалов, современных систем противопожарной сигнализации и тушения, на испытаниях были получены положительные результаты. Интерьеры нового двухэтажного вагона соответствуют установленным противопожарным требованиям и в случае возникновения очага огня в условиях реальной эксплуатации позволят пассажирам без труда эвакуироваться, не получив травм.
Огневые испытания является обязательной частью работ по созданию новых моделей пассажирских вагонов. На ТВЗ они обычно проводятся в специально предназначенном кузове старого вагона, где монтируются элементы интерьера, полностью соответствующие конструкции новой модели вагона. Однако нестандартные габариты двухэтажного вагона заставили изменить условия их проведения и использовать полноразмерный макет.