Опытный образец нового грузового магистрального электровоза постоянного тока 2ЕЛ-4, произведенный на Луганском тепловозостроительном заводе (Украина), передан в эксплуатацию Донецкой железной дороге. Локомотив создан на основе электровоза 2ЭС4К «Дончак», который с июня 2008 года выпускается на Новочеркасском электровозостроительном заводе (НЭВЗ).
Как отметил председатель правления ХК «Лугансктепловоз» Виктор Быкадоров, необходимость создания такого электровоза обусловлена тем, что на электрифицированных постоянным током железных дорогах Украины основная доля перевозок осуществляется грузовыми электровозами, ресурс которых практически, выработан.
Проектом программы обновления подвижного состава Украинских железных дорог в 2008-2020 годах предусмотрено приобретение в общей сложности 555-ти грузовых электровозов постоянного тока.
Электровоз 2ЕЛ-4 построен на единой базовой платформе с электровозом переменного тока 2ЭЛ5, основой для которой стал выпускаемый на НЭВЗе локомотив 2ЭС5К «Ермак». 2ЭЛ5 выпускается на Лугансктепловозе с 2006 года и успел хорошо зарекомендовать себя в процессе эксплуатации на Одесской железной дороге.
Электровоз 2ЕЛ-4 полностью соответствует условиям эксплуатации на украинских железных дорогах. В нём установлены радиостанция, локомотивная сигнализация, агрегат контроля температуры нагрева букс украинского производства, а также микропроцессорная система управления тягой и торможением, что оптимизирует процесс ведения поезда.
Среди основных конструкционных достоинств новой машины технический директор предприятия – Геннадий Басов отметил улучшенные ходовые качества, более эффективное использование сцепного веса, снижение вредного воздействия на путь, что приводит к уменьшению износа рельсов и бандажей колёсных пар. Кроме того, применённое тяговое электрооборудование позволяет снизить расход охлаждающего воздуха, а индивидуальная вентиляция по тележкам на основе асинхронных двигателей даёт возможность повысить КПД и надёжность.
В электровозе 2ЕЛ-4 улучшены условия труда локомотивной бригады: применен новый пульт машиниста и кабина управления с увеличенным полезным объёмом, внедрена современная система кондиционирования воздуха. По сравнению с локомотивами предшествующих поколений, в 2ЕЛ-4 улучшен доступ для осмотра и обслуживания оборудования.
В электрической схеме преимущественно используются агрегаты, которые серийно выпускаются украинской и российской промышленностью. Это позволит облегчить организацию технического обслуживания и ремонта электровозов 2ЕЛ-4 в локомотивных депо «Укрзализныци».
Новый электровоз приписан к депо Красный Лиман.