На НЭВЗе выпущен первый российский грузовой электровоз постоянного тока 2ЭС4К

4 августа 2006

На Новочеркасском электровозостроительном заводе выпущен первый российский грузовой электровоз постоянного тока 2ЭС4К.

Отметим, что грузовые электровозы постоянного тока не разрабатывались отечественными предприятиями более 20 лет.

Разработка и производство электровоза произведены в кратчайшие сроки в рамках программы обеспечения ОАО «Российские железные дороги» железнодорожной техникой нового поколения.

Следует отметить, что 2ЭС4К – это первый электровоз, произведенный с использованием отдельных элементов принципа единой платформы, полная реализация которого позволит сократить как стоимость непосредственно самого тягового подвижного состава, так и стоимость его эксплуатации. Кроме того, следует также отметить, что это первый электровоз, полностью разработанный и изготовленный за счёт собственных средств.

Магистральный двухсекционный электровоз постоянного тока 2ЭС4К предназначен для замены электровозов серии ВЛ10 и ВЛ11. По сравнению с электровозами данных типов новый 2ЭС4К имеет целый ряд существенных преимуществ:

  • мощность часового режима увеличена на 16%;
  • удельный расход электроэнергии снижен на 7-12%;
  • период между ТО увеличен с 72 до 120 часов;
  • затраты на ремонты снижены на 22%;
  • сила тяги увеличена на 15%;
  • имеется возможность работы по системе многих единиц;
  • применена микропроцессорная система управления электрооборудованием локомотива, позволяющая автоматизировать процессы управления режимами тяги и торможения и оперативно обнаруживать и устранять различные неисправности;
  • предусмотрено рекуперативно-реостатное торможение электровоза;
  • система собственных нужд электровоза, включая вспомогательные машины и преобразователь возбуждения, получает питание от статического преобразователя собственных нужд на IGBT-транзисторах;
  • кабина оборудована современной системой управления, отвечает всем эргономическим требованиям, обладает высокой звуко- и теплоизоляцией и прочее.


Напомним, что новый электровоз 2ЭС4К был представлен 3 августа на выставке в Санкт-Петербурге, приуроченной к празднованию Дня железнодорожника на ряду с другими новыми моделями подвижного состава производства предприятий Трансмашхолдинга для нужд Российских железных дорог.

Техническое описание 2ЭС4К


Магистральный грузовой электровоз постоянного тока 2ЭС4К с номинальным напряжением – 3000 В, мощностью часового режима на валах тяговых двигателей – не менее 6200 кВт и максимальной скоростью в эксплуатации – 120 км/ч, – предназначен для вождения грузовых поездов на железных дорогах колеи 1520 мм.

Заменяемая серия - электровозы грузовые ВЛ10, ВЛ11.

Особенности конструкции:

• Электровоз состоит из двух секций. Каждая секция электровоза имеет кабину управления и комплект оборудования, обеспечивающий работу одного электровоза, а также работу по системе многих единиц в составе двух электровозов (2х2ЭС4К) или в составе трех секций.

• Электровоз 2ЭС4К унифицирован с электровозом 2ЭС5К по узлам механической части, кабине управления, пневматическому, тормозному и другому оборудованию.

• Электрическая схема обеспечивает работу электровоза в режиме тяги, электрического (рекуперативного и реостатного) торможения, выбега и стоянки. В тяговом режиме работы электровоза электрическая схема обеспечивает работу тяговых электродвигателей с независимым и последовательным возбуждением, в режиме рекуперативного и реостатного торможения – с независимым возбуждением при питании обмоток возбуждения тяговых двигателей от статического преобразователя. Регулирование скорости электровоза осуществляется ступенчато и плавно с тремя группировками тяговых двигателей: в режимах тяги – как ступенчато с помощью пусковых резисторов, так и плавно регулированием возбуждения тяговых двигателей, в режимах электрического торможения – плавно регулированием возбуждения тяговых двигателей.

• Электровоз имеет ходовую часть, отвечающую современным требованиям; передача силы тяги и торможения от тележек к кузову осуществляется цельными наклонными тягами. Кузов и тележки связаны между собой в вертикальном и поперечном направлениях с помощью упругих и демпфирующих элементов. Первая ступень подвешивания - винтовые пружины сжатия, вторая ступень - на пружинах "Флексикойл".

• Микропроцессорная система управления, обеспечивающая:

- ручное и автоматическое управление движением;

- режимы автоведения поезда;

- диагностику параметров движения и работы оборудования электровоза.

• Современные системы безопасности движения:

- комплексное локомотивное устройство обеспечения безопасности (КЛУБ-У);

- телемеханическая система контроля бодрствования машиниста (ТСКБМ);

- система автоматического управления торможением поездов (САУТ-ЦМ/485).

• Современная кабина управления с улучшенными условиями труда локомотивной бригады.

• Трехфазные асинхронные электродвигатели для привода вентиляторов охлаждения тяговых двигателей, компрессоров с питанием от статистического преобразователя.

• Предусмотрена возможность регулирования производительности вентиляторов охлаждения тяговых двигателей в зависимости от их температуры.

• Электровоз оборудован холодильником и сантехническим оборудованием (умывальник, туалет). Номинальное напряжение цепей управления - 110 В.