В декабре 2005 года СП, созданное Трансмашхолдингом и Сименс АГ, выпустит первые два преобразователя для электровоза, соответствующие мировому уровню.

30 мая 2005

Созданное в апреле текущего года ООО «Трансконвертер», выпустит в декабре первые два высоковольтных статических преобразователя собственных нужд для разрабатываемого Новочеркасским электровозостроительным заводом (ООО «ПК «НЭВЗ», входит в состав ЗАО «Трансмашхолдинг») магистрального электровоза постоянного тока 2ЭС4К.
На состоявшемся 17 мая заседании совета директоров (СД) ООО «Трансконвертер» были утверждены соответствующие производственные планы СП на 2005 год. Кроме того, председателем СД общества был избран первый заместитель генерального директора ЗАО «Трансмашхолдинг» Алексей Тишаев, а заместителем председателя СД - Грелль Йорг (Сименс АГ). СД, также, определил месторасположение производственных площадей для организации работы СП (г. Москва).
Напомним, что учредителями ООО «Трансконвертер» являются ЗАО «Трансмашхолдинг» (г. Москва, 65% в УК ООО «Трансконвертер») и компания «Сименс Акциенгезельшафт» («Сименс АГ», Германия, 35% в УК). Уставный капитал ООО «Трансконвертер» 80 млн рублей.
«Создание СП позволит Трансмашхолдингу, первой из российских машиностроительных компаний, выйти на новый технический, технологический и организационный уровень производства железнодорожной техники», сообщил генеральный директор ЗАО «Трансмашхолдинг» Михаил Хромов.
ООО «Трансконвертер» будет специализироваться на разработке и производстве прототипов и серийных партий высоковольтных статических преобразователей для пассажирских вагонов, электровозов и электропоездов, которые производятся на Новочеркасском электровозостроительном, Тверском вагоностроительном и Демиховском машиностроительном заводах. Компания Сименс АГ передает ООО «Трансконвертер» права собственности на технологии производства преобразователей.
На базе ООО «Трансконвертер» создается современный, не имеющий аналогов в России организационно-производственный комплекс, который позволит в максимально сжатые сроки приступить разработкам новых высоковольтных статических преобразователей для железнодорожного транспорта, соответствующих мировому уровню. В ближайшие годы ООО «Трансконвертер» будет работать над созданием и освоением серийного выпуска высоковольтных статических преобразователей для пассажирских вагонов, электровозов типа 2ЭС4К и электропоездов; разработкой и освоением серийного выпуска тягового асинхронного привода и последующим выводом серийной продукции на рынки ближнего и дальнего зарубежья.
Создание Трансмашхолдингом и Сименс АГ совместного предприятия позволит в кратчайшие сроки освоить серийное производство высоковольтных статических преобразователей мирового уровня за счет передачи проверенных во времени технологий фирмы Сименс АГ, обеспечить высокий уровень качества за счет использования отработанных технологий организации производства и уже обученного высококвалифицированного российского персонала и применения проверенных в серийном производстве и в эксплуатации технических решений, которые передает компания «Сименс АГ».
В общем виде предприятие «Трансконвертер» будет представлять собой сборку высокотехнологичного высоковольтного электронного оборудования. В его состав войдут конструкторское бюро, сборочный цех, высоковольтная испытательная станция, склад и конструкторско-технологические службы.
За основу будет взята организация производства статических преобразователей на предприятии Сименс АГ в г. Крефельд (Германия). В качестве примера на фотографии приведён сборочный цех данного предприятия.
Следует отметить, что в мире существует не более 5 компаний-производителей, освоивших серийный выпуск статических преобразователей высоковольтного напряжения (2000 – 4000 В) контактной сети. Единственным же серийным производителем высоковольтных статических преобразователей для пассажирских вагонов, апробированных в сложнейших условиях эксплуатации на российских железных дорогах является компания Сименс АГ.
Статические преобразователи, которые буду производиться ООО «Трансконвертер», предназначены для преобразования высоковольтного напряжения 3000В в контактной сети в низковольтные напряжения 220В переменного тока и 110В постоянного тока, которые необходимы для питания цепей освещения, вентиляции, управления и т. п.
До сих пор, как на новых, так и на старых российских электровозах и пассажирских вагонах постоянного тока используются электромашинные преобразователи. Они либо преобразуют высоковольтное постоянное напряжение (2200 – 4000 В) контактной сети либо преобразовывают механическую энергию от привода колеса в электрическую энергию, необходимую для питания собственных нужд. Известными серьезными недостатками электромашинных преобразователей является обязательное присутствие в них вращающихся элементов и щеточно-коллекторного узла. Это обуславливает низкую надежность устройства, существенные затраты времени и средств на обслуживание и проведение текущего ремонта. В связи с этим во всех отраслях промышленности и транспорта стремятся по возможности осуществить замену электромашинных устройств на статические преобразователи, которые просты и надежны в эксплуатации.
На первом этапе ООО «Трансконвертер» будет выпускать два типа высоковольтных статических преобразователей собственных нужд (ПСН), применение которых за счет качественного преобразования высоковольтного напряжения 2000…4000 В контактной сети позволит существенно повысить надежность применяемого электрооборудования и снизить его эксплуатационные расходы. При этом высокое качество преобразования высоковольтного напряжения 2000…4000 В контактной сети обеспечивается посредством применения быстродействующих IGBT транзисторов, высокочастотного преобразования электрической энергии, микропроцессорной системы управления и своевременного диагностирования электрических параметров входного и выходного напряжения.
Первый тип высоковольтного статического преобразователя собственных нужд предназначен для энергоснабжения электрических цепей пассажирских вагонов.
Второй тип высоковольтного статического преобразователя собственных нужд предназначен для энергоснабжения вспомогательных электрических цепей грузовых электровозов постоянного тока (в частности, 2ЭС4К), эксплуатируемых на участках железных дорог, электрифицированных напряжением 3000 В постоянного тока. При этом на электровозе 2ЭС4К устанавливается два высоковольтных статических преобразователя (см. фото) – по одному на каждой секции.