На сети РЖД работают более 600 трехсекционных «Ермаков» с виртуальными сцепками

28 декабря 2021

По состоянию на конец декабря 2021 г. на сети российских железных дорог работают 630 магистральных грузовых электровозов переменного тока 3ЭС5К «Ермак», оборудованных системами автоведения, способных работать в режиме виртуальной сцепки.

С 1 января 2021г. системами автоведения комплектуются все новые локомотивы 3ЭС5К, строящиеся на Новочеркасском электровозостроительном заводе (НЭВЗ, Ростовская область, входит в состав АО «Трансмашхолдинг») по заказу ОАО «Российские железные дороги» начиная с 2021 года. В течение 12 месяцев на предприятии произведено 136 таких локомотивов. Еще почти 500 электровозов дооборудованы поставщиками системы автоведения в условиях принадлежащих ОАО «РЖД» эксплуатационных депо.

Технология виртуальной сцепки предполагает синхронное движение двух составов на безопасном расстоянии 2 - 3 км (обычно поезда идут на расстоянии 4–5 км друг от друга) за счёт управления ведомого локомотива с ведущего. Обмен информацией между локомотивами происходит по цифровому радиоканалу. Светофоры для управления ведомым локомотивом при использовании новой системы не нужны. Технология позволяет сокращать интервал попутного следования до двух раз – с 10 до 5 минут и за счёт этого пропускать большее количество поездов.

На «Ермаках» впервые в России применена микропроцессорная система управления и диагностики. По сравнению с электровозами предшествующих поколений, значительно улучшены технико-экономические показатели. Модульная кабина управления соответствует всем современным санитарным, эргономическим нормам и нормам безопасности, обеспечивает комфортабельные условия работы для локомотивных бригад. С конца 2018 г. локомотивы этой серии выпускаются в модификации с поосным регулированием силы тяги, которое позволило водить в условиях Восточного полигона РЖД грузовые составы массой до 7100 тонн.

Электровозы 3ЭС5К эксплуатируются прежде всего в тяжелых климатических и рельефных условиях на Восточно-Сибирской, Дальневосточной и Забайкальской железных дорогах. Помимо ОАО «РЖД», такие локомотивы эксплуатирует Узбекистанская железная дорога, а также российский частный перевозчик «НефтеТрансСервис».

Магистральный грузовой трехсекционный двенадцатиосный электровоз переменного тока 3ЭС5К «Ермак» выпускается с 2006 года. По состоянию на конец декабря 2021 г. общее количество выпущенных локомотивов достигло 1282. Электровозы «Ермак» выпускаются также в двухсекционном (2ЭС5К) и четырехсекционном (45ЭС5К) исполнениях, которые начиная с 2021 г. также комплектуются системами автоведения. Имеется опыт производства односекционных локомотивов Э5К.