Согласно проведенному Институтом проблем естественных монополий (ИПЕМ) онлайн-опросу, технические решения новых моделей вагонов локомотивной тяги производства ОАО «Тверской вагоностроительный завод» (входит в АО «Трансмашхолдинг»), поставляемых в адрес АО «Федеральная пассажирская компания» (входит в ОАО «РЖД»), оцениваются респондентами в целом положительно. Однако выявлен и ряд направлений для улучшений: в первую очередь, в части размещения детских колясок, крупногабаритного багажа и верхней одежды.
Институт проводил опрос в конце 2020 года. В нем приняли участие 780 респондентов. Пассажирам задавались вопросы об удобстве проезда в плацкарте и купе, возможностях по перевозке вещей, звукоизоляции, освещении и др.
Участники опроса в целом высоко оценили комфорт проезда в новых вагонах. Ожидаемо, наиболее удобными оказались нижние спальные полки купейного 1-этажного вагона: доля респондентов, выбравших варианты ответа «нормально», «скорее удобно» и «удобно», превысила 90% (средневзвешенная оценка – 4,04 балла). Чуть меньшие оценки получили нижние спальные полки в купе 2-этажного вагона и нижние не боковые в плацкарте (3,71 и 3,70 балла соответственно).
Наименее удобными были названы верхние боковые полки плацкартных вагонов: доля ответов «скорее не удобно» и «не удобно», превысила 50% (2,33 балла). При этом верхние спальные полки 2-этажного вагона по результатам опроса набрали почти столько же – 2,44 балла.
Также пассажиры высоко оценили удобство использования USB-розеток, розеток 220 В и ламп индивидуального освещения. И для купейных вагонов, и для плацкартных количество респондентов, выбравших варианты ответа «нормально», «скорее удобно» и «удобно» превышает 85%. При этом по плацкарту средневзвешенные оценки даже несколько выше, чем в купейных вагонах. К примеру, удобство пользования розетками 220 В в купе набрало 3,97 баллов («хорошо»), в то время как для плацкарта этот показатель равен 4,04 баллам («очень хорошо»).
Как показал опрос, перевозить ручную кладь (сумочки, небольшие рюкзаки и прочее) пассажирам комфортно как в купейном, так и в плацкартном вагоне: доля респондентов, выбравших варианты ответа «нормально», «скорее удобно» и «удобно», превысила 85% и 80% соответственно. При этом размещение крупногабаритного багажа в купе оценивается в 2,76 балла, в плацкарте – 2,88.
Больше всего неудобств пассажиры отмечают при размещение детских колясок. Доля респондентов, ответивших «скорее не удобно» и «не удобно», составила 81% в купе и 68% в плацкарте. В комментариях к опросу участники оставляли пожелания предоставить возможность хранения коляски в сложенном виде или на полке, или в отдельном отсеке.
Кроме того, шумоизоляция вагонов отдельный вопрос, который волнует пассажиров. В наименьшей степени пользователи купейных вагонов удовлетворены звукоизоляцией от шумов из соседних купе: количество респондентов, ответивших «скорее не удовлетворен» и «не удовлетворен», превысило 35%. При этом с внешними шумами с улицы и купейные, и плацкартные вагоны справляются почти одинаково хорошо: доля ответов «нейтрально», «скорее удовлетворен» и «удовлетворен» составила 90% и 85% соответственно. В комментариях пассажиры также предлагали оборудовать шумозащитные купе для пассажиров с детьми, отдельные «детские вагоны», или наоборот, «вагоны тишины», где нельзя громко общаться.
«В целом новые вагоны оценены позитивно, – отмечает руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Александр Поликарпов. – Тем не менее, опрос выявил ряд нетиповых запросов, которые могут оказаться скрытой массовой потребностью и требуют детального изучения. В первую очередь, это касается мест для размещения детских колясок, велосипедов и другого спортивного инвентаря, крупногабаритного багажа, увеличенные отсеки для мусора, система индивидуального кондиционирования воздуха и оборудованные вытяжкой курительные комнаты, мини-кухни и лаунж-зоны, а также обзорные окна для пассажиров верхних полок».
Дополнительно:
"Результаты опроса пассажиров поездов дальнего следования" (pdf)