О новых профессиях, цифровом развитии и готовности вузов к изменениям в динамично развивающемся мире рассказала руководитель департамента по оценке, развитию персонала и внутренним коммуникациям дирекции трансформации и развития системы управления персоналом группы компаний ТМХ Виктория Порудеева.
Крупнейший машиностроительный холдинг страны ТМХ (АО «Трансмашхолдинг») — производитель современных транспортных решений из России, в нем работают более ста тысяч человек. Продукция компании эксплуатируется в десятках стран, расположенных во всех климатических зонах Земли.
Тяжелое машиностроение основывается на уникальных компетенциях инженерной мысли и технологического развития.
Руководитель департамента по оценке, развитию персонала и внутренним коммуникациям дирекции трансформации и развития системы управления персоналом ТМХ Виктория Порудеева рассказала «Эксперту» о системе поиска, обучения и адаптации сотрудников.
— Как профтехобразование в России адаптируется к новым вызовам современного мира?
— Многие учебные заведения адаптируют учебные программы под запросы работодателей, тем не менее в ряде случаев подготовка кадров остается в компетенции самих предприятий. Например, из реестра образовательных программ исключены программы обучения таким профессиям, как токарь и фрезеровщик.
Профтехобразование в большей степени трансформируется с позиций проектного взаимодействия. Фундаментальные знания, безусловно, остаются неизменными. Востребованные навыки, необходимые в будущем, уже сегодня формируют новые модели обучения. Именно поэтому мы взаимодействуем с вузами в части разработки профильных программ обучения и создаем дисциплины с применением принципов проектной деятельности.
Среднее специальное техническое образование также переходит на новый уровень. В 2018 году подмосковные колледжи объединились в проект «Цифровой колледж». Это виртуальная платформа, на которой собраны восемь онлайн-курсов, теоретические и лабораторно-практические материалы по 36 профессиям и 34 компетенциям.
Большинство предприятий холдинга активно инициируют сотрудничество с колледжами. Например, Коломенский завод, входящий в группу компаний ТМХ, не стал исключением и активно внедряет элементы дуального обучения на своей производственной площадке. Теоретическая часть обучающей программы реализуется на базе профессионального колледжа, в том числе с привлечением экспертов Коломенского завода, а практические навыки студенты получают на предприятии или на специализированных полигонах. Такая практика впоследствии будет распространена на всех предприятиях холдинга.
— Если говорить об изменениях, какие профессии исчезнут в ближайшие годы?
— Говорить, что какая-то специальность скоро исчезнет, не совсем корректно, она, скорее, трансформируется. Какие бы ни создавались «умные» станки и оборудование, есть профессии, которые остаются на вес золота. Например, профессия фрезеровщика. Будут востребованы специальности, связанные с технологиями. В научном сообществе набирает популярность модель 4К: креативность, коммуникация, критическое мышление и командная работа. Это ключевые навыки современного человека и специалиста будущего в любой сфере. Возможно ли развить эти компетенции у роботизированной машины?
— А какие профессии могут появиться?
— В ТМХ стартует проект по внесению дополнительных данных в «Атлас новых профессий» о компетенциях и профессиях будущего в отрасли тяжелого машиностроения.
По всему миру появляются детали машин, напечатанные на 3D-принтерах. Эти «умные» станки в недалеком будущем смогут заметить любой станок с ЧПУ. «Чернила», используемые для станков 3D-печати, могут быть практически любыми — от пластмассовых компонентов до композитов и стали.
Основа этой технологии — печать комплектующих для производства локомотивов на специализированном 3D-принтере. Завод, оснащенный этой технологией, легко адаптируется к новым моделям производства. Управлять этими машинами будет оператор 3D-станков.
— Какими компетенциями должен обладать этот специалист?
— На Брянском машиностроительном заводе (также входит в ТМХ) одна из возможных профессий будущего — оператор 3D-станка, на котором будут производиться комплектующие для наших локомотивов. Специалисту потребуются следующие компетенции: знание основ 3D-печати и устройства новых станков, умение строить 3D-модели в спецпрограммах, навыки работы с прикладным программным обеспечением для печати деталей.
По расчетам специалистов, распространение технологии 3D-печати позволит сократить стоимость изделий на 90 процентов, а время на их изготовление — на 80 процентов.
Набирает популярность модель 4К: креативность, коммуникация, критическое мышление и командная работа. Это ключевые навыки современного человека и специалиста будущего в любой сфере
Трансформация образования
— Профессиональное образование уже готово к этому «апдейту»? Или вам пока приходится учить самостоятельно?
— Современные подходы к обучению не соответствуют парадигме прошлого, когда цикл обучения студента заканчивается с получением диплома. Концепция современного обучения строится на принципе Life-long learning — получение новых знаний в течение всей жизни.
Именно поэтому одна из ценностей ТМХ, ставшая ее слоганом, — «Развитие — основа успеха».
На предприятиях холдинга обучение сотрудников проходит в специализированных лицензированных учебных центрах. При закупке нового оборудования заключается договор с поставщиком, обязательным условием которого является обучение персонала. Обучение предполагает прохождение теоретической и практической подготовки, а также стажировку на предприятия ТМХ.
ТМХ, как производитель и поставщик подвижного состава, обучает персонал заказчиков. Например, «Иволга 2.0», «Москва 2020», рельсовый автобус РА-3 «Орлан» — новый модельный ряд нашей пассажирской продукции. В рамках договорных отношений специалисты учебных центров предприятий ТМХ обучают машинистов управлять новым подвижным составом.
Обучение проходит на специальных тренажерах, которые полностью имитируют будущее рабочее место машиниста. Задумывались ли вы над вопросом, как многотонным поездам удается точно подъезжать к платформе и останавливаться в одном и том же месте? На самом деле это точный расчет и навык, которые получают машинисты, обучаясь на тренажерах учебных центров предприятий.
— Рынок персонала ограничен. Действительно талантливых студентов не очень много. Как холдинги сегодня конкурируют за студентов?
— Предприятия группы компаний ТМХ активно взаимодействуют с профильными вузами и подписывают стратегические соглашения о партнерстве. Например, в Новочеркасске расположен Южно-Российский государственный политехнический университет — кузница кадров для Новочеркасского электровозостроительного завода. Стратегическое партнерство между вузом и предприятием предполагает подготовку высококвалифицированного персонала под задачи предприятия. В том числе это становится возможным благодаря программам целевого обучения.
Анна Немолвенко, "Эксперт"