«Трансмашхолдинг» делает ставку на промышленный дизайн и уже в 2021 году планирует запустить более двадцати проектов в этой области. Заместитель генерального директора по развитию пассажирского транспорта АО «Трансмашхолдинг» Александр Лошманов рассказал, как и почему меняется облик поездов сегодня.
— Недавно «Трансмашхолдинг» представил концепт модульного некупейного вагона, а также новую концепцию некупейного капсульного вагона для российских железных дорог. Что это за концепции и какое будущее у «неоплацкартного» капсульного вагона, учитывая общие требования пассажиров к комфорту в пути?
— Да, в этом году мы представили две новые концепции некупейных вагонов в новом для дальних пассажирских перевозок габарите «Т» — ранее в таком габарите выпускались только пригородные поезда. То есть новые вагоны будут на 28 см шире традиционного вагона дальнего следования, а пассажирский салон станет длиннее почти на три метра. За счет этого полки станут на 12–15 см длиннее.
Концепт модульного вагона уже оценили пассажиры, а концепт капсульного только предстоит представить общественности и получить обратную связь. Такой подход мы традиционно применяем при разработке новой техники. При этом концепция дизайна капсульного вагона на «Транспортной неделе» в Москве была презентована премьер-министру Михаилу Мишустину.
В целом сегодня люди ожидают от поезда определенного уровня комфорта, к которому они привыкли. Дома, в офисе, в кафе у нас всегда есть возможность зарядить смартфон, поработать за ноутбуком. Также и в поезде пассажир вправе ожидать, что у него все будет под рукой: USB-зарядки, столик, место для личных вещей, одежды и обуви, возможность включить свет и подачу свежего воздуха. Все это, а также современные душ и туалеты есть в обеих концепциях новых вагонов.
Она развивается и в концепции интерьера капсульного вагона. Там все полки будут находиться вдоль стен, у каждого пассажира будет свое окно, которое он может в любой момент зашторить, розетки, столик, освещение, место для хранения ручной клади, одежды. Для багажа в новых вагонах будет отдельный отсек, куда можно поставить также велосипеды, байдарки или другой негабаритный багаж.
В работе и третья концепция некупейного вагона. Планируем ее представить в первой половине следующего года.
— Как появляются идеи для создания нового подвижного состава и как вы их реализуете?
— Мнения пассажиров — главное, на что мы опираемся при разработке новых моделей техники. Потребности пассажиров растут, и это абсолютно правильный и закономерный процесс, так как мир вокруг нас меняется стремительно и постоянно. Интерьеры домов, офисов, кафе становятся более функциональными, лаконичными, подстраиваются под представление современного человека о комфорте и эстетике. И транспорт не должен отставать от этих трендов. И мы стараемся учесть все изменения и в какой-то мере даже их предугадать. Например, трудно было представить всего несколько лет назад, что появится такой городской электропоезд, как «Иволга», который сегодня курсирует по Московским центральным диаметрам и в котором будут Wi-Fi и USB-разъемы в каждом кресле! Сейчас это реальность и трудно представить, что когда-то было иначе.
Обратную связь от пассажиров — о том, какие у них потребности, как они оценивают те или иные параметры нашей разработки, что хотят видеть в составе в будущем — мы узнаем прежде всего с помощью специальных опросов, которые проводим в разных формах и на различных этапах работы над составом: от проектирования модели до создания ее макета и работы техники на маршруте.
Воплощать в жизнь пожелания пассажиров — как озвученные, так и те, которые могут возникнуть в дальнейшем,— помогает подход к дизайну, выработанный в компании: мы постоянно совершенствуем процессы дизайн-проектирования и работаем над сильной и конкурентоспособной системой креативного инжиниринга, которая в перспективе должна стать примером новой, возрожденной российской инженерной школы. Эти процессы были особенно усилены в 2020 году, который был объявлен в «Трансмашхолдинге» как Год дизайна.
В партнерстве с Национальным центром промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ мы запустили серию проектов, которые уже сейчас позволяют говорить о трансформации образа российского транспорта. Речь идет как о модульных капсульных некупейных вагонах, так и о поезде «Метро-2020», принципиально новой ливрее для РЖД, и т. д.
В 2021 году мы намерены запустить более двадцати проектов в области промышленного дизайна, среди которых будут перспективные концепты и разработки, направленные на совершенствование функциональных, эксплуатационных и эстетических характеристик подвижного состава.
— Внедряете ли вы какие-либо конструктивные новшества, связанные с противоэпидемическими мерами и профилактикой заражения коронавирусом?
— «Трансмашхолдинг» уже более десяти лет устанавливает на свою пассажирскую технику системы обеззараживания воздуха. Они работают на основе бактерицидных ультрафиолетовых ламп, которые инактивируют бактерии и вирусы. Их эффективность подтверждена исследованиями Роспотребнадзора. И никогда они еще не были так востребованы, как в этом году.
Вместе с тем мы оборудуем вагоны дальнего следования установками, которые с помощью ультрафиолета обеззараживают воду. Способствуют снижению рисков заражения и бесконтактные краны для воды и подачи мыла, а также электронные сушилки для рук.
— Из-за пандемии коронавируса объемы железнодорожных пассажирских перевозок снизились в том числе в дальнем сообщении более чем на 40% по сравнению с прошлым годом, и пока нет объективной возможности говорить о сроках восстановления отрасли. Отразилось ли это на производственных планах «Трансмашхолдинга» в части выпуска пассажирской техники?
— Сегодня предприятия «Трансмашхолдинга» работают в полном объеме и занимаются разработками и созданием подвижного состава нового поколения, несмотря на сложившиеся условия, во многом благодаря сотрудничеству с крупными заказчиками. При этом на всех заводах компании введены усиленные меры эпидемической безопасности. За их исполнением следит специальный оперативный штаб «Трансмашхолдинга» по предупреждению распространения коронавирусной инфекции.
Вместе с тем продолжение работы по имеющимся контрактам позволяет нам обеспечивать работой и множество компаний-партнеров, среди которых в общей сложности около 2 тыс. малых и 540 средних предприятий, на которых трудятся свыше 100 тыс. человек, а также свыше 3,7 тыс. микропредприятий.
Кроме того, опираясь на передовые инженерные решения, в инициативном порядке мы сегодня работаем над созданием рельсовой техники новых поколений, которая будет еще более комфортной и безопасной для пассажиров благодаря использованию новых материалов и технологий, подходов к дизайну и эргономике, а также эффективной в эксплуатации для перевозчиков. Такая работа идет в том числе на базе Тверского вагоностроительного завода, где продолжается формирование крупнейшего в стране кластера транспортного машиностроения. Он объединит предприятия, а также научные, образовательные и общественные организации различных регионов, чтобы активировать инновационные процессы в отрасли.
— Недавно пассажирские вагоны «Трансмашхолдинга» начали эксплуатацию в Египте. Что это за вагоны и каковы перспективы этого рынка в целом? В какие еще страны ближнего и дальнего зарубежья планируются поставки техники?
— На сегодняшний день в Египет поставлено более 170 вагонов третьего класса с принудительной вентиляцией, рассчитанных на 88 посадочных мест. Темпы поставок высоки — 35 вагонов в месяц, более одного вагона в день. Сформированные из них поезда уже курсируют на основных железнодорожных направлениях страны. Всего по контракту будет поставлено 1300 вагонов пяти различных моделей. Вагоны для поездов дальнего следования также поставляются в Казахстан.
Однако строительство рельсовой техники для зарубежных партнеров не единственное направление международной деятельности «Трансмашхолдинга». Сегодня международные заказчики отдают предпочтение компаниям, готовым к постоянному присутствию на их рынках и тесному партнерству в ходе работы над проектами. Так, в этом году подписан контракт с немецким частным перевозчиком Go Ahead Bavaria на обслуживание электропоездов Siemens и Stadler. Наше международное подразделение — TMH International — будет в течение 12 лет реализовывать проект и специально для него с нуля построит депо в муниципалитете Лангвайд в Баварии, известной не только производством знаменитых автомобилей, но и компонентов для железнодорожного транспорта.