С «Иволгой» по пути

21 декабря 2020

За год, прошедший с момента запуска Московских центральных диаметров, столичный общественный транспорт кардинально изменил формат передвижений пассажиров по городу и за его пределами. Новая система железнодорожного сообщения прочно связала в одну транспортную сеть Москву и ближнее Подмосковье. Большую роль в популярности новых маршрутов сыграли современные поезда «Иволга».

Наш проект расскажет о полезных сервисах и решениях от создателей поезда, позволяющих сделать поездку на МЦД максимально комфортной. А еще – познакомиться с интересными пассажирами, которые могут оказаться вашими попутчиками в поездке.




21 ноября 2019 года начали работу две из планируемых пяти линий диаметров - МЦД-1 от Одинцово до Лобни («Белорусско- Савеловский») и МЦД-2 от Нахабино до Подольска («Курско-Рижский»). Вместе за год они перевезли более 130 миллионов пассажиров. Всего на диаметрах открыто 60 станций, с 20 из них можно бесплатно пересесть на метро, Московское центральное кольцо (МЦК) и радиальные направления железной дороги.

Но это все цифры, хоть и впечатляющие. Главное же заключается в том, что проект за прошедший год успел стать поистине народным: горожане меняют привычные маршруты передвижения, выбирая для своих поездок МЦД. Они ценят диаметры за скорость, комфорт и инфраструктуру, созданную специально для этого, по сути, наземного метро, флагманский состав которого - поезд «Иволга».

Но это все цифры, хоть и впечатляющие. Главное же заключается в том, что проект за прошедший год успел стать поистине народным: горожане меняют привычные маршруты передвижения, выбирая для своих поездок МЦД. Они ценят диаметры за скорость, комфорт и инфраструктуру, созданную специально для этого, по сути, наземного метро, флагманский состав которого - поезд «Иволга».




Всем поездам пример

«Иволга» во многих смыслах первопроходец среди других поездов. Во-первых, электропоездов городского типа в России до неё не существовало. Во-вторых, поезд почти полностью сделан из комплектующих отечественного производства. То есть, это не адаптация зарубежной разработки, а принципиально новый продукт, созданный специально для российских условий эксплуатации.




А условия у нас специфические. Например, большое количество пассажиров - жителей многомилионной Москвы и ближайшего Подмосковья - нужно перевозить на короткие расстояния, делая остановки в разных районах города. Соответственно, поезд должен быстро разгоняться и плавно тормозить, а его вагоны должны быть оборудованы удобными поручнями для тех, кто едет стоя. При этом, поскольку пассажиры, передвигающиеся в центр города из области, проводят в пути довольно продолжительное время, то у них должна быть возможность не только отдохнуть, но и поработать. А для родителей с детьми необходимы условия, чтобы, при необходимости, переодеть ребёнка. Все это было реализовано инженерами Тверского вагоностроительного завода «Трансмашхолдинга» в поезде «Иволга».

Так, каждый вагон «Иволги» оборудован комфортными сидениями и точками доступа Wi-Fi. В креслах - USB-разъемы для зарядки электронных устройств, а в головных вагонах - крепления для велосипедов. Туалеты оборудованы сенсорными смесителями для воды, электросушилками для рук и пеленальными столиками.

Позаботились разработчики и о защите здоровья пассажиров, что оказалось очень актуальным в условиях пандемии коронавируса: «Иволги», как и все пассажирские поезда «Трансмашхолдинга», оснащены встроенными системами обеззараживания воздуха, работающими на основе амальгамных бактерицидных ультрафиолетовых ламп, аналогичных тем, что используются в медицинских учреждениях. Эффективность работы этих установок определили испытания, проведенные Всероссийским научно-исследовательским институтом железнодорожной гигиены.




В дополнение к этому сегодня, для того, чтобы предупредить распространение вирусов и бактерий в поездах, сотрудники МЦД проводят уборку во время стоянки на станциях и в депо. Во время дезинфекции в вагонах моют полы и обеззараживают все поверхности - от ручек дверей до сидений. Вместе с тем составы обрабатывают холодным туманом, уничтожающим почти 100% микробов.




Ускорение имеет значение

Ещё одна особенность электропоезда «Иволга» заключается в том, что он создавался как базовая технологическая платформа. На ее основе в дальнейшем могут выпускаться различные модификации поездов, отличающиеся назначением, скоростными характеристиками, составностью, экстерьером и интерьером.

Сегодня инженеры «Трансмашхолдинга» работают над новой модификацией поезда. Разработчики планируют увеличить скорость и ускорение состава.

Будет улучшена также эргономика и дизайн интерьера. Кроме того, инженеры планируют улучшить и пассажирские сервисы. Интересно, что предложения по модернизации выдвигают сами пассажиры – «Трансмашхолдинг» активно работает с обратной связью от широкой общественности. Так, благодаря такому подходу в вагонах «Иволги 2.0» появились урны и держатели для прессы.




Транспортный символ столицы

И все это только начало глобального проекта, главная задача которого - преобразования городской транспортной сети. В ближайшее время мы станем свидетелями масштабного развития Московских центральных диаметров - запуска ещё трёх линий: МЦД-3 «Ленинградско-Казанского», МЦД-4 «Киевско-Горьковского» и МЦД-5 «Ярославско-Павелецкого». Все эти маршруты находятся на этапе проектирования.

Планируется, что будущий МЦД-3 протяженностью 82 километра объединит Зеленоград и Раменское. На линии предусмотрены 42 станции. При этом третий диаметр могут интегрировать с высокоскоростной железнодорожной магистралью Москва – Санкт-Петербург.

Также ведутся масштабные работы по проектированию МЦД-4 от Железнодорожного до Апрелевки. Сегодня идет реконструкция этой конечной станции и других остановочных пунктов. Ожидается, что открытие этого диаметра сократит время в пути для пассажиров до 38%.




Маршрут МЦД-5, предполагается, свяжет противоположные друг другу города области — Пушкино и Домодедово.

Продолжают развитие и первые два диаметра - к 2024 году на них построят шесть новых станций: Петровско-Разумовская, Марьина Роща, Дмитровская, Котляково, Печатники и Щукинская, которая заменит станцию Покровское-Стрешнево. Количество пересадок на метро и на МЦК при этом увеличат до 27.

Как развитие проекта МЦД изменит жизнь столицы, можно представить, проведя аналогию с развитием железных дорог в Российской империи в XIX веке. Тогда строительство сети железнодорожных магистралей способствовало включению провинций в единое экономическое пространство и развитию торговли между отдаленными регионами, что способствовало очень быстрому социальному и экономическому развитию страны.




Сегодня же МЦД связывает в единую сеть отдаленные районы, вроде Нахабина в Подмосковье или Курьянова в Москве и позволяет улучшить транспортное обслуживание более 4 млн жителей столичной агломерации за счет новых тарифов, современных поездов и дополнительных возможностей для пересадки. Места, не так давно считавшиеся «отрезанными» от экономической и социальной жизни мегаполиса начинают активно развиваться. Например, многие станции превратились из платформ советского образца в современные мини-вокзалы. Появились перехватывающие парковки, что позволяет доехать на своей машине до нужной станции МЦД из Подмосковья или с окраины Москвы, бесплатно оставить машину и, минуя утомительные пробки, добраться до центра столицы на ставшем новыми символом комфорта городских перевозок поезде «Иволга».

В дороге имеет значение не только комфортный транспорт, но и попутчики — люди, которые становятся нашими соседями на то время, что мы добираемся до работы. Мы расскажем о том, каких интересных людей можно встретить на МЦД, и почему они выбирают эти маршруты и «Иволгу».

Хирург Сергей Павлов: «Больше всего ценю безопасность «Иволги»

Хирург Сергей Павлов работает в детской поликлинике № 38, где заведует клинико-диагностическим отделением. Доктор живет в подмосковном городе Одинцово и уже семь лет каждый день добирается до работы в центр города. С появлением Московских центральных диаметров его путь до поликлиники сократился на 15 минут, но, самое главное, что поездку на «Иволге» он считает безопасной, а время, проведенное в дороге — проведенным с пользой.

Сергей, чем вы обычно занимаетесь в дороге?

— Как правило, смотрю видео или читаю медицинскую периодику — обзоры, новости. Но нередко приходится отвечать на рабочие звонки. Меня радует, что в новых поездах МЦД — «Иволгах» — хорошая шумоизоляция, читать, усваивать информацию и общаться по телефону стало намного проще, чем в старых электричках.

Очень приятно, что составы просторные, светлые, с продуманными мелочами для удобства пассажиров. Теперь я вообще не переживаю о том, успел ли я зарядить телефон перед тем, как выскочить из дома, или нет. В вагоне всегда можно найти USB-разъем и зарядить телефон! Впрочем, для меня важно ещё и то, что с появлением МЦД и «Иволги» на железной дороге стало намного безопаснее, чем раньше…

— Приходилось сталкиваться с опасными ситуациями?

— Иногда. Вспоминаю огромные промежутки между платформой и поездом у нас на станции до реконструкции платформы для МЦД: однажды я увидел, как женщина с сумками оступилась и провалилась в такой промежуток! Мы с другим мужчиной бросились на помощь и, к счастью, успели ее вытащить и запрыгнуть в электричку обратно! С новыми широкими платформами, исключающими зазоры между ними, и широкими вагонами, в частности, «Иволги», такие происшествия, надеюсь, будут исключены.




— Что, на ваш взгляд, самое главное в вашей работе?

— Пожалуй, умение найти контакт с человеком. Я лечу детей от, как говорится, от 0 лет до 18 лет. Ко мне на приём приходят как пациенты с простыми вопросами, так и с большими проблемами со здоровьем. И к этим ситуациям родители моих маленьких пациентов относятся по-разному. Очень часто перед тем как решить проблему ребёнка приходится налаживать контакт с родителями. Для нас, детских врачей, как и для учителей, да и любых других специалистов, работающих с людьми, умение общаться очень важно! Потому важно быть в ресурсе. Этому способствуют и комфортные поездки в поездах МЦД.




Менеджер и литератор Елена Васина: «В комфортном кресле со стаканчиком кофе в одной руке и смартфоном в другой — чувствуешь себя модным писателем»

Елена Васина, ведущий менеджер корпоративного отдела в Международном центре профессионального образования. В свободное от работы время пишет прозу. Недавно выпустила книгу, которую написала в электричке по пути на работу.

Елена, как часто вы пользуетесь МЦД?

— Я ежедневно езжу из Подольска в Москву, так как работаю в образовательном центре, расположенном в самом центре столицы. У нас повышают квалификацию медицинские работники: врачи, медсестры и санитары. Учатся массажу молодые специалисты и проходят переподготовку опытные. Можно сказать, я тружусь на стыке двух сфер: образовательной и медицинской. И моя работа важна для обеих, так как я помогаю людям получать и качественно усваивать новые знания. Конечно, ездить в Москву каждый день — трудно и занимает много времени.

Но я обычно что-нибудь пишу по дороге, поэтому время летит незаметно, особенно в «Иволге».

— В этом поезде вам особенно комфортно?

— Год назад Подольск стал частью МЦД и теперь я все чаще с комфортом устраиваюсь в кресле (а не у кого-нибудь на спине, как раньше — смеется) и со стаканчиком кофе в руке и пишу в дороге свои заметки, которые потом использую для работы над новой книгой. Я слышала, что Сэлинджер написал «Над пропастью во ржи» в пригородном поезде. Сомневаюсь, что ему было также удобно, как мне в «Иволге», но приятно осознавать, в некотором роде, такую преемственность. Чувствую себя модным писателем.

По выходным ездим гулять в Москву с сыном. Ему 5 лет. Мне говорят: «Как ты с таким непоседой ездишь в поезде после рабочей недели?» А нам хорошо. В «Иволге» удобно, можно самокат «припарковать» и велосипед с помощью специального велокрепления. Сыну особенно интересно в поездке, так как можно мультики включить, не волнуясь, что телефон сядет. Еще он любит рассматривать медиаэкраны в этом поезде с информацией о маршруте. В составе есть комфортный туалет — это особенно важно при поездке с ребенком.

И особенная радость, что поезда ходят с небольшими интервалами, через равные промежутки времени. Раньше, бывало, опоздаешь на поезд, а следующий ждать минут 40. Никуда не денешься — стоишь, ждешь в любую погоду. А сейчас — как в метро, только над землей. Можно ещё и пейзажами полюбоваться по дороге.




— Поменялись ли как-то пассажиры пригородных направлений с появлением МЦД?

— Да. Считаю, что с появлением МЦД пригородным железнодорожным сообщением стало пользоваться больше молодых деловых людей. Сегодняшние пассажиры пригородных направлений едут в офисы по утрам и возвращаются по вечерам, это приятная и интеллигентная публика, которая ценит комфорт, свое время, качество жизни. Это и дают МЦД и «Иволги».




Фотограф Александр Камачкин: «Поезда на МЦД точно не уступают европейским аналогам»

Александр Камачкин, интерьерный фотограф, работы которого печатаются в ведущих российских СМИ. Ежедневно он выезжает по разным адресам, как в самой Москве, так и за ее пределами, поэтому ему, жителю Марьиной Рощи, особенно удобны не только маршруты МЦД, но и комфортабельные вагоны «Иволги».

— Александр, вы снимаете интерьеры домов знаменитых людей, а также сотрудничаете с известными дизайнерами и архитекторами, которые приглашают вас сфотографировать их труды для различных медиа. Случалось ли, что техническое наполнение «Иволги» вас каким-то образом выручало в работе?

— Конечно, и не один раз. Бывали ситуации, когда нужно было срочно отправить в редакцию ссылку на фотографии, и отличный Wi-Fi в составе меня спасал. Потом, я человек общительный, много разговариваю по телефону, и не боюсь, что он разрядится в течение съемочного дня за городом: возвращаясь домой всегда можно просто восполнить заряд батареи прямо сидя в кресле, так как USB-розетки у каждого сидения. Это очень продуманный момент! Кроме того, в салоне тихо.

Еще нравится, что вагоны очень просторные, без тамбуров — легко заносить аппаратуру и ее размещать.

Жаль, что пока МЦД имеет лишь две ветки, и куда-то еще приходится ездить на машине, за рулем которой уже, определенно, не поработаешь, и не отдохнешь. Но, надеюсь, в будущем, эта сеть расширится, и другие районы станут доступнее.

— Интересно, в дома к каким звездам вам удавалось попадать, и кто произвел особое впечатление?

— Этот список довольно обширный, даже не знаю, чей дом меня особенно впечатлил. Если говорить об общей продуманности стиля и утонченном вкусе, то меня в свое время поразил особняк Степана Михалкова. Очень понравился самобытный, оригинальный дом Егора Кончаловского, а также уютный, деревянный — Алексея Кортнева. Игорь Саруханов возвел у себя в саду необыкновенной красоты площадку для барбекю в восточном стиле с коврами, а у Ирины Салтыковой, Арины Шараповой, Ларисы Вербицкой и Оксаны Ярмольник, удивил восхитительный ландшафтный дизайн. Или, например, дом Вячеслава Зайцева — мало того, что эффектный, так еще там располагался огромный музей одежды, с манекенами в элегантных нарядах…

— Вы используете МЦД только для поездок по работе?

— Нет, так как мы с женой люди спортивные, в теплое время года любим кататься на велосипедах, и как раз «Иволга» отличается тем, что в вагонах оборудованы прекрасные крепления для этого вида транспорта. Вроде мелочь, но это важно как для нас, так и для тех, кто едет в поезде вместе с нами — мы им не мешаем. В целом эргономика этих поездов радует. Она современная, приятная глазу, точно не уступает европейским аналогам. Небо и земля по сравнению с электричками прошлых поколений. «Иволги» кажутся более вместительными благодаря широким проходам, отсутствию межвагонных дверей, а также оптимальной компоновке сидячих мест — их два, а не три, как раньше и в других поездах. Эти вагоны стильные, отделаны качественными материалами, еще и чистые туалеты есть.




— А что скажете о безопасности?

— В «Иволге» есть система видеонаблюдения, и она создает некий эффект сохранности, спокойствия. Даже, когда несколько раз ездил поздно вечером, практически в полупустых вагонах, совершенно не было тревожно. Также приятен имеющийся климат-контроль: если раньше в электричках все дружно мерзли в мороз, а в жару задыхались от духоты, то теперь во все сезоны обеспечена благоприятная атмосфера. А в настоящий момент, в эпоху пандемии, радует, что в вагонах беспрерывно еще работают системы обеззараживания воздуха. Сегодня это необходимо.




Певица Екатерина Чистова: «Для любителей загородной жизни „Иволга“ самый лучший транспорт»

Екатерина Чистова, участница популярного шоу «Голос», певица, сочиняющая собственные песни, а еще заботливая мама ребенка с особенностями развития и организатор благотворительных проектов для детей с аутизмом. Будучи жительницей Нахабино, она уже год пользуется МЦД и «Иволгой», и утверждает, что теперь и ее жизнь вышла на новые рельсы.

— Екатерина, вас довольно часто можно встретить в поездах Московских центральных диаметров?

— Да, с тех пор, как МЦД начали свою работу год назад, центр Москвы стал для нас, жителей Нахабино, гораздо ближе. За этот год мы уже и забыли, что такое часами маяться в пробках, которые буквально душили жителей нашего района. Сейчас я очень быстро могу добраться до нужных точек в Москве, и решить все свои вопросы. И это касается не только моих профессиональных дел. Сегодня, в основном, я со своим сыном Тихоном езжу в Москву на развивающие занятия к определенным педагогам, и, подчас, эти адреса очень далеко от нашего дома. Стараемся выбирать для своих поездок «Иволгу», так как это очень современный, комфортный и приятный поезд.

— Как считаете, эти поезда соответствуют мировым стандартам?

— Мне кажется, они сделаны на очень достойном уровне. Салон очень просторный, продуманный, кресла мягкие, поручни многоуровневые, удобно держаться, если стоишь. А еще я заметила, что подсветка в вагонах меняется: утром яркая, бодрая, а вечером слегка приглушенная, можно подремать, если едешь утомленный.

Также в вагонах есть места для инвалидных колясок, то есть, предусмотрен комфорт людей с ограниченными возможностями. Это отлично. Я отмечаю такие вещи.

Вообще, знаете, сидя в этом поезде, ощущаешь себя в Европе. Все по высшему классу. Теперь для любителей загородной жизни, это самый лучший транспорт. Создается приятное впечатление полноценной и комфортной столичной жизни, хотя обитаешь аж в четырнадцати километрах от Москвы (улыбается).

— Вас устраивает частота и скорость передвижения составов?

— Безусловно. Теперь можно четко рассчитать свое время в пути. Я практически мгновенно из Нахабино добираюсь до метро Тушинская, или Комсомольская, еще что-то успеваю посмотреть в телефоне, благо в вагонах нет проблем с Wi-Fi. В принципе, линии МЦД настолько удобно проложены, что вот я, например, могу даже не пересаживаться на метро. Надеюсь, в будущем мудрая система МЦД будет развиваться на радость жителей столицы и ее окрестностей.




"Редакция газеты «Вечерняя Москва»"