Московские центральные диаметры — важная часть эволюции транспортной инфраструктуры столичной агломерации. И пусть с момента запуска проекта прошел всего год, сообщение между подмосковными городами через центр Москвы уже сложно представить без так называемого наземного метро. Реконструированные платформы, тактовое движение поездов и, конечно, отечественные составы «Иволга» сделали диаметры действительно популярными. Как МЦД изменили жизнь в столице и Подмосковье, а также в чем особенности дальнейшего развития проекта, выяснял наш корреспондент.
Год назад, 21 ноября 2019 года открылись два первых Московских центральных диаметра, предусматривающих сквозное движение пригородных электропоездов через центральную часть города. МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» протяженностью 52 км связывает Одинцово и Лобню, МЦД-2 «Курско-Рижский» (80 км) — Нахабино и Подольск. Диаметры позволили пассажирам экономить, в среднем, до 44 минут в сутки, а также до 75% расходов на проезд. В общей сложности, маршруты включают в себя 60 станций, с 20 из которых можно пересесть на метро, Московское центральное кольцо (МЦК) и радиальные направления железной дороги.
Система в развитии
Спустя год после запуска проекта диаметрами воспользовались уже более 130 млн человек. При этом пассажиры сэкономили на поездках около 1,4 млрд рублей. Об этом стало известно по итогам обсуждения гендиректором, председателем правления «РЖД» Олегом Белозёровым и мэром Москвы Сергеем Собяниным вопросов развития Центрального транспортного узла.
Запуск проекта МЦД позволил улучшить транспортное обслуживание более 4 млн жителей Москвы и Московской области за счет новых тарифов, современных поездов и дополнительных возможностей для пересадки. Многие станции превратились из платформ советского образца в современные мини-вокзалы. Появились перехватывающие парковки, и теперь пассажиры могут доехать на своей машине до нужной станции МЦД из Подмосковья или с окраины Москвы, бесплатно оставить автомобиль и добраться до центра города, минуя утомительные пробки.
Наземная альтернатива
Появление диаметров изменило жизнь в столице и Подмосковье.
«Раньше железные дороги не принимали в жизни Москвы практически никакого участия, – отмечает замдиректора научно-образовательного центра «Цифровые высокоскоростные транспортные системы» Российской открытой академии транспорта Александр Чекмарев. – С развитием МЦД ситуация в корне изменилась. Для этого была проделана огромная работа: модернизировали инфраструктуру, обновили подвижной состав, железные дороги привели к стандартам городского транспорта, внедрили единую билетную систему. Все это отразилось на динамике пассажиропотока и популярности этого проекта. Во время закрытий конкретных линий метро именно МЦД берет на себя основную нагрузку по перевозке пассажиров, что говорит о доверии людей к этому сегменту транспорта».
Диаметры в целом помогают разгрузить метро и позволяют жителям мегаполиса строить новые маршруты. А станции МЦД постепенно становятся новыми точками притяжения для бизнеса.
«Железнодорожный транспорт в данном контексте развивается как основной перевозчик не только в столице, но и в Большой Москве, а также создает надежную альтернативу автомобильным поездкам в часы пик. Ставка на развитие этого сегмента абсолютно правильная», — убежден старший научный сотрудник Центра исследований транспортных проблем мегаполисов ВШЭ Павел Зюзин.
Поездки с комфортом
МЦД не только меняют транспортные потоки, но и позволяют пассажирам значительно сократить время, затраченное на проезд. При этом комфорт поездки повышается за счет современного транспорта. Например, в курсирующих по МЦД поездах «Иволга» имеются USB-разъемы для зарядки электронных устройств, WI-FI, туалеты с пеленальными столиками, кондиционеры, система видеонаблюдения. Вагоны адаптированы для различных категорий пассажиров, в том числе, маломобильных.
«В целом этот поезд относится к линейке современного подвижного состава, которая стала выходить на рынок после 2016-го года. Их отличительная особенность — полная адаптация к более требовательному современному пассажиру: максимальное качество салона, доступность для маломобильных групп населения, возможность провоза велосипедов», — говорит Павел Зюзин.
Он подчеркнул, что эти поезда комфортны для пассажиров по мировым меркам. По мнению специалиста, в железнодорожном сегменте отечественное машиностроение смогло достичь высокого уровня.
К слову, сейчас производитель – Трансмашхолдинг, на Тверском вагоностроительном заводе которого выпускается «Иволга», работает над новой модификацией этого электропоезда. Как отмечает производитель, обновленная «Иволга» будет иметь еще более высокую скорость и ускорение. Будут усовершенствованы и пассажирские сервисы, в разработке которых компания опирается и на мнение самих пассажиров, которое узнает в ходе специальных опросов, проводимых, в том числе, правительством Москвы.
Дополнительные 180 вагонов поезда «Иволга» уже поступают АО «Центральной ППК». Их запуск позволит сделать все поезда 11-вагонными и односоставными со сквозным проходом по всей длине. Единое пространство салона – еще одна отличительная черта «Иволги»: пассажиры могут беспрепятственно перемещаться из вагона в вагон. А широкие входные двери – 1400 мм – позволяют быстрее входить в поезд с платформы.
В период пандемии безопасность пассажиров находится в приоритете. В «Иволге», например, установлены системы обеззараживания воздуха на основе ультрафиолетовых ламп, а на самих станциях проводится регулярная дезинфекция.
«Обеззараживание воздуха в салоне — безусловный плюс, — говорит Павел Зюзин. — В тоже время безопасность пассажиров во многом зависит от соблюдения людьми мер, установленных правительствами Москвы и области. В первую очередь, пассажиры должны находиться в салоне поезда в масках и перчатках. Соблюдение всех требований противоэпидемиологической безопасности вместе с мерами, принимаемыми для защиты пассажиров на линиях МЦД, могут существенно снизить риски заражения».
Вместе с тем сегодня в «Иволгах», как и во всех без исключения электропоездах МЦД, проводится уборка во время стоянок на станциях и в депо - рекомендованным Роспотребнадзором дезинфицирующим средством моют полы и обрабатывают все поверхности. В качестве дополнительной меры защиты пассажиров поездов сейчас используется дезинфекция холодным туманом, который проникает даже в труднодоступные места и убивает почти 100% микробов.