Эксклюзивное интервью с главным технологом компании «ТМХ Технологии» Денисом Дороховым.
Как в настоящее время устроена в ТМХ служба технологов? Насколько заводские службы самостоятельны в своей работе относительно холдинга? В чем состоят функции главного технолога ТМХ и его сотрудников в Москве?
Службы главных технологов на предприятиях Трансмашхолдинга обеспечивают технологическую подготовку производства по выпуску серийной продукции и новой техники. Эта работа включает в себя создание и внедрение технологической документации и средств технологического оснащения, необходимых для осуществления заданного объема выпуска продукции. Технологи определяют на каком оборудовании будет производится продукция, с использованием каких приспособлений и каким инструментом, определяются нормы времени и использования материалов.
Наши службы являются частью Технических дирекций предприятий. Структуры служб соответствуют специфике выпускаемой предприятием продукции, формируются по направлениям выполняемых функций. В большинстве случаев они включают в себя подразделения разработки и внедрения технологий сборки, механообработки, защитных покрытий, конструкторские подразделения по разработке технологической оснастки и инструмента, технического нормирования. Еще есть специалисты, отвечающие за организацию раскроя металлов, но этот передел сейчас выделен и относится к компании «Ключевые системы и компоненты».
Численность служб различается в зависимости от особенностей и специфики работы предприятия и может составлять от 40 до 200 и более инженерно-технических работников.
Технологические подразделения заводов ТМХ состоят из очень профессиональных и опытных людей, поэтому они достаточно свободны в своей работе. Общий принцип распределения полномочий и ответственности состоит в том, что они зависят от уровня задачи и функции специалиста или руководителя. Решения по задачам и производственно-техническим вопросам оперативного и тактического уровня принимаются на предприятиях самостоятельно. Вопросы же стратегического уровня, такие как формирование планов и программ мероприятий технологического развития, решения о реструктуризации производств, обоснование выбора и приобретения нового оборудования, планы организационно-технических мероприятий по повышению эффективности производства, обеспечиваются функциональным руководством служб и специалистов компании «ТМХ Технологии».
В Управлении технологического развития в Москве работают руководители по всем важнейшим направлениям - сварочным технологиям (главный сварщик), механообработке, защитным покрытиям, инструменту и оснастке, производственным мощностям.
Основные функции УТР – это разработка и реализация Технологической стратегии, формирование единой технологической политики развития предприятий Группы ТМХ, организационно-методологическое сопровождение процесса технологической подготовки производств.
Регулярно проводятся советы главных технологов, советы главных сварщиков. Большое внимание уделяется внедрению лучшего отечественного и зарубежного опыта в сфере новых технологий, планированию и реализацию проектов, связанных с освоением производства новых продуктов, программам и проектам технического перевооружения и модернизации производств предприятий, вопросам управления процессами оптимизации трудоемкости и материалоемкости производственных процессов.
Какие принципы лежат в основе вашей стратегии?
Они определяются Технологической стратегией, которая является в холдинге официальным документом и руководством к действию. Сейчас завершается реализация такой стратегии, которая была рассчитана на 2020-2024 годы. Она предполагает перевод производственного комплекса холдинга на новые принципы, внедрение системы центров компетенций и вывод отдельных производств и переделов в самостоятельные дивизионы. Так раскройно-заготовительное производство было выделено в компанию «Ключевые системы и компоненты». Литейное производство сконцентрировано в двух центрах компетенций. На предприятиях Трансмашхолдинга развиваются наиболее значимые и по-настоящему профильные для компании направления: механообработка, сборка, окраска, испытания.
Новая стратегия, разработка которой в настоящее время завершается, предполагает выделение предприятий-драйверов, которые должны стать центрами развития и задать векторы движения для всех остальных заводов. Такими драйверами, в соответствии с ориентирами, заложенными в Продуктовой стратегии ТМХ, определены Новочеркасский электровозостроительный завод и Тверской вагоностроительный завод. Именно им в ближайшие годы предстоит существенно обновить номенклатуру выпускаемой продукции и нарастить производство. На НЭВЗе происходит расширение выпуска электровозов, которое по планам должно достичь 750 секций в год. ТВЗ предстоит освоить новые пассажирские вагоны локомотивной тяги и инновационную платформу моторвагонного подвижного состава.
Предприятия-драйверы задают направления, а остальные заводы, ориентируясь на них, развивают свои производства. Так, например, на БМЗ создается центр компетенций по созданию рам локомотивных тележек для будущих грузовых тепловозов и электровозов. Завод будет выпускать их не только для собственных локомотивов 2ТЭ30, но и для новочеркасских 2ЭС9. Для них создается совершенно новая унифицированная трехосная тележка. Соответственно, в свою программу БМЗ закладывает развитие производства с учетом этого фактора.
Основные принципы новой технологической стратегии – максимальная эффективность использования имеющихся ресурсов для обеспечения производства и оптимальный выбор технологических решений для выполнения целей и задач Продуктовой стратегии Трансмашхолдинга. Основная задача – обеспечение выпуска продукции в нужных объемах, требуемой номенклатуры при обеспечении безусловно высокого качества.
По каким критериям вы выбираете новое оборудование и поставщиков?
Любой выбор оборудования начинается с разработки технического задания, в основе которого лежат требования обеспечения оптимального выполнения технологического процесса с необходимым качеством. Дальнейший выбор оборудования базируется на строгом соответствии требованиям технического задания. Только то оборудование, которое потенциально выполняет все требования ТЗ допускается к участию в конкурсных процедурах и среди допущенного оборудования делается выбор на основе сравнения условий поставки, в т.ч. по стоимости.
При прочих равных условиях, соблюдении требований техзадания, обеспечении требуемой производительности и ресурса оборудования, адекватной цене, предпочтение отдается российским поставщикам.
В целом процесс выбора и закупки оборудования в ТМХ достаточно подробно регламентирован, описывается в приложении №16 к стандарту СТ-ТМХ-031.
Выбор между специализированным и универсальным оборудованием происходит в зависимости от задачи, которые оно призвано решать, а также стоимости. В общем случае, переплачивать за излишнюю функциональность смысла нет (хотя настоящему инженеру, как человеку творческому, она может быть с профессиональной точки зрения интересной). Однако, в случае холдинга, гибкость во многих случаях является важным преимуществом. У нас, как правило поточное производство, которое при этом характеризуется большим разнообразием номенклатуры. Нужно иметь возможность в нужный момент переналадить оборудование для организации производства подвижного состава совершенно другого класса.
Наиболее типичный пример закупки специализированного оборудования в последние годы – это обрабатывающие центры, которые используются при создании локомотивных тележек и автоматизированные линии сварки.
Автоматизация и роботизация вообще являются приоритетом в современном мире и в том числе в машиностроении, но мы руководствуемся в своей работе принципом «разумной роботизации». Производительность и необходимость роботизации определяется в каждом случае индивидуально, в зависимости от задач. Если экономически эффективно внедрить дорогую автоматизированную линию, то приобретается именно она. И наоборот, если «ручной» процесс более эффективен, то приобретается менее дорогостоящее оборудование.
В связи с тем, что недружественные страны запретили своим производителям промышленного оборудования осуществлять поставки в Россию, у нас в течение последних лет заметно выросла доля закупок отечественной продукции и станков из дружественных стран, прежде всего, из Китая.
Новое оборудование для окрасочного, термического, сборочного переделов, произведенное в России отличается современными конструктивными решениями и демонстрирует высокую надежность.
В последние годы в промышленности получили большое развитие технологии лазерной сварки и резки металлов. Практически вся потребность в таком оборудовании закрывается российскими производителями.
Вместе с тем, по высокопроизводительному оборудованию механической обработки с ЧПУ, предложений у российских производителей недостаточно. Этот сегмент (токарно-фрезерные обрабатывающие центры, вертикальные и горизонтальные фрезерные станки с ЧПУ, токарно-карусельные станки, портальные обрабатывающие центры) поступает чаще всего из КНР.
Полученное в предыдущие десятилетия оборудование из западных стран и Японии мы научились обслуживать самостоятельно, в подавляющем большинстве случаев оно прослужит нам много лет.
Рассчитываем, что наш станкопром будет развиваться; машиностроение заинтересовано в высокотехнологичном отечественном промышленном оборудовании. Определяющим фактором, определяющим наш выбор, как потребителей, и в будущем будет его качество. Надеемся, что коллеги сделают его приоритетом своей работы.
Какие крупнейшие проекты вы реализуете сейчас?
В связи с освоением производства новых продуктов, увеличением объемов выпуска проекты модернизации и технического перевооружения реализуются практически на всех заводах. Эта работа проводится при активной поддержке Фонда развития промышленности.
Глобальное техническое перевооружение ведется на предприятиях, которые относятся к «ТМХ Энергетическим решениям». На Коломенском заводе и «Пензадизельмаше» в стадии реализации находятся очень крупные проекты по оснащению технологическим оборудованием. Законтрактовано и находится в разной стадии изготовления более 130 единиц оборудования.
В стадии реализации находится проект развития мощностей электромашинного производства на предприятии «ТМХ-Электротеха». Общий объем инвестиций составит более 7 млрд. руб. Проект предполагает создание дополнительных производственных площадей и приобретение высокопроизводительного оборудования по всем ключевым технологическим переделам.
В завершающей стадии реализации находится комплексный проект технического перевооружения НЭВЗа. Приобретено и введено в эксплуатацию более 10 единиц нового оборудования. Модернизируется окрасочное производство: ведется строительство окрасочного корпуса и его оснащение самым современным оборудованием для окраски и сушки кузовов и тележек локомотивов. Объем инвестиций в окрасочное производство составит более 3 млрд. руб. Завершение этой работы запланировано на 2025 год.
Всего в настоящее время в разной стадии приобретения и ввода в эксплуатацию находятся около 300 единиц современного оборудования. Как правило, на реализацию крупных проектов технического перевооружения требуется 2-3 года, с учетом времени на подбор, поставку и ввод в эксплуатацию. Общий объем инвестиций в реализацию проектов до 2028 года составит более 40 млрд. руб. Часть ресурсов холдинг получает из ФРП.
Какие результаты, достигнутые в последние годы, являются предметом Вашей гордости?
ТМХ находится в ряду лучших в мире производителей, по культуре производства очень многих превосходит. Наши предприятия хорошо обеспечены оборудованием. Успешно внедрены эталонные линии и эталонные потоки.
Создана и демонстрирует хорошую работоспособность система, с помощью которой предприятия каждый год производят оценку производственных мощностей, подготовку технических паспортов предприятий. Векторы развития обсуждаются на научно-технических советах, а затем эта работа переходит в создание планов технического перевооружения. Разработанная методология включена в стандарт инвестиционной деятельности.
Эта система – реальный результат. Упорядочены процессы развития производственной базы, оценка производится на основе показателей, в основе которых лежит прозрачная и известная всем заинтересованным подразделениям методология. Единая, унифицированная, понятная всем система – это залог эффективности принимаемых решений, которые часто имеют стратегический характер и позволяют обоснованно, грамотно управлять инвестиционными проектами.
Работа разбита на два основных направления – поддержание существующих мощностей и повышение их эффективности. Для первого направления внедрена система оформления чек-листов. Чтобы убедиться в том, что оборудование действительно требует выведения из эксплуатации и замены, либо проведения модернизации, необходимо его детально изучить. Раньше на предприятиях к этому были разные подходы, выработанные специалистами исходя из собственного опыта. Сейчас этот процесс упорядочен – физический износ определяется по единой методике, не зависящей от человеческого фактора.
С учетом возможностей имеющегося оборудования, рассчитываются производственные мощности, оцениваются риски. Если оборудование начинает сбоить, ремонт не дает эффектов, оно простаивает, увеличивается риск срыва производственного такта, на основании анализа принимается решение о его выводе из эксплуатации и приобретении замены.
То же самое происходит, когда принимается решение о приобретении нового оборудования. Производится анализ, чтобы это был не избыточный станок, но его возможности были достаточными. Этот процесс проработан, создана методология, система. Выбор производится с учетом необходимости принять оптимальное для холдинга решения. У предприятия взгляд на собственное развитие формируется с учетом конкретного производства, а на уровне холдинга технологическая стратегия формируется исходя из интересов всех площадок. Кто-то может быть не согласен с концентрацией производства отдельных элементов, но в целом для холдинга такое решение приносит существенный позитивный эффект. Примерами являются сосредоточение производства рам тележек на БМЗ и сварки ключевых элементов кузовов на ТВЗ.
Приглашаю всех, кто имеет опыт работы технологом в машиностроении и молодых людей, которые еще только учатся на инженера-технолога, присоединиться к нашей команде. Масштаб и разнообразие задач, которые стоят перед представителями нашей профессии в Трансмашхолдинге, невозможно переоценить. Это очень интересный и в любом случае полезный опыт.
Присоединяйтесь к нам в Telegram и Вконтакте
При использовании материала активная индексируемая гиперссылка на сайт ТМХ обязательна.