Гендиректор «ТМХ городской транспорт» о новых поездах метро, умном транспорте и моде на экологичность.
Городской транспорт становится важнейшим элементом современной урбанистики. Сегодня метро, трамваи, электробусы – часть комфортного общественного пространства, и их облик должен отражать ключевые тренды: экологичность, цифровизацию, ориентированность на развитие сервисов, автономный ход и интеграцию в городские информационные системы. Как запросы пассажиров меняют подходы проектировщиков – гендиректор «ТМХ Городской транспорт» Дарья Марку рассказала в интервью «Ведомости. Промышленность и инфраструктура».
– В начале года «Трансмашхолдинг» (ТМХ) создал дочернюю компанию «ТМХ городской транспорт». В чем была цель реорганизации и какие задачи стоят перед компанией?
– «Трансмашхолдинг» очень активно развивается, появляются новые виды транспорта, новые технологии и разработки. Чтобы повысить эффективность этой деятельности, создаются центры компетенций. Компания «ТМХ городской транспорт» создана, чтобы в одном месте сконцентрировать все технологии городского транспорта и получить максимальную синергию – техническую, технологическую, юридическую, коммерческую.
– Сейчас в контур работы компании входит производство как вагонов метро, так и трамваев, электробусов. Какие виды транспорта и какие технологии считаются приоритетными?
– Мы концентрируем в себе все виды городского транспорта, доступные нам внутри группы компаний ТМХ. Это вагоны метро и все, что связано с этим направлением, – сервисные услуги, запасные части, компоненты. Также у нас есть партнер – компания «ПК транспортные системы», которая занимается наземным транспортом: трамваями, троллейбусами, электробусами и всем комплексом услуг, связанных с этим видом техники.
Что такое АО «ТМХ»
АО «ТМХ» («Трансмашхолдинг») – крупнейший производитель железнодорожного и городского рельсового транспорта в России и СНГ и входит в пятерку ведущих отраслевых компаний на международном рынке. Компания предлагает полный спектр продуктов и услуг: от дизайна и инжиниринга до модернизации, сервисных контрактов жизненного цикла и цифровых систем управления движением.
Штаб-квартира ТМХ находится в Москве. При этом в структуру холдинга входят производственные и сборочные площадки по всей России, а география работы охватывает более 30 государств.
– Крупнейшим проектом, реализованным ТМХ в этом году, стал запуск поездов метро модели «Москва-2024». В чем ее принципиальное отличие от других?
– Главная особенность этой модели в том, что она специально спроектирована под требования Московского метрополитена, который, помимо того что является одним из наших ключевых заказчиков, еще и один из самых загруженных метрополитенов мира. Все технические решения, которые мы применяли в вагоне «Москва-2024», прежде всего связаны с самым высоким в мире пассажиропотоком. Это быстрый пассажирообмен через широкие двери, максимально увеличенные входные группы.
Второй момент, а на самом деле по приоритетности первый – безопасность. Все, что связано с обеспечением безопасности во всех смыслах, в том числе с обеззараживанием – после пандемии COVID-19 это направление стало очень важным.
Плюс ко всему пассажиры Московского метрополитена – одни из самых требовательных в России. Москва постоянно принимает большое количество гостей со всей страны и из-за рубежа, поэтому мы делаем значительный упор на пассажирские сервисы: цифровизацию, информирование пассажиров, установку экранов и USB-розеток.
Еще одно отличие «Москвы-2024» в том, что интерьер вагонов для него выбирали сами пассажиры: мы представили три варианта и организовали голосование во время прошлогодней выставки в Манеже (выставка «Станция Манеж» проходила в рамках Московского урбанистического форума с 19 августа по 10 сентября 2023 г. – «Ведомости. Промышленность и инфраструктура»). Посетители выбрали интерьер в экостиле: много дерева, по-домашнему уютно.
– Согласно контракту компании с Петербургским метрополитеном в ближайшие годы должен появиться поезд метро новой модели «Балтиец». В чем его особенность и отличие от поезда «Москва»?
– Когда мы создаем подвижной состав для конкретного заказчика, опираемся на его потребности: учитываем размер пассажиропотока, приоритеты пассажиров, городскую среду и культуру. При разработке дизайна вагонов для Санкт-Петербурга мы попытались воплотить в них историчность культурной столицы. Например, там есть паттерны, повторяющиеся в интерьере в виде разводных мостов. Есть особенности и с точки зрения технологий: в Петербурге двери 1400 мм, они адаптированы к городским особенностям (наличию платформенных дверей на некоторых станциях).
Это наш челлендж – когда к нам приходит заказчик, мы пытаемся максимально, но в то же время без лишних затрат адаптировать подвижной состав под точный запрос конкретного метрополитена.
Дарья Марку, генеральный директор «ТМХ городской транспорт»
Окончила Московский государственный лингвистический университет, в 2010 г. – Институт международных отношений и социально-политических проблем по специальности «международные отношения, урегулирование конфликтов».
С 2010 г. работает в группе компаний ТМХ. Прошла путь от менеджера экспортно-импортного отдела завода «Метровагонмаш» до генерального директора «ТМХ городской транспорт». Занималась активным изучением рынка и продвижением продаж подвижного состава для подземного и наземного транспорта.
За период работы одержаны победы в ряде внутренних и международных конкурсов на поставку вагонов метро в города России и стран ближнего и дальнего зарубежья.
– Можно ли в принципе создать универсальную платформу вагонов для любого метрополитена?
– Универсальную платформу мы уже сделали, но в любом случае каждые отдельные требования требуют пересмотра определенных технических решений. Мы расширяем принцип модульности, т. е. условные «кубики», из которых складывается вагон метро, становятся все мельче и складываются все проще. В какой-то момент – я надеюсь, что в ближайшем будущем, – мы придем к абсолютной модульности и платформенности, что позволит нам значительно сократить сроки перепроектирования.
Дело еще в том, что инжиниринг в нашей стране сейчас очень востребованный и загруженный ресурс. Все заняты общим развитием технологий, поэтому мы тоже пытаемся оптимизировать ресурсы, применяя в том числе модульные технические решения.
– А другие рынки?
– Мы активно работаем на постсоветском пространстве, и, конечно, у нас есть планы по выходу на рынки дружественных стран. Конкретные пока называть не буду. Скажу так: мы надеемся, что в ближайшие годы у нас будет возможность расширить долю участия ТМХ на международной арене.
– Как городской транспорт интегрируется в систему «Умный город»?
– Города сейчас максимально развивают эту систему. Стараются выстроить единую сеть, чтобы у пассажира от момента, как он вышел из дома, до того, как дошел в конечную точку, был максимальный доступ ко всей возможной информации.
Транспорт тоже становится умным. Мы изначально закладываем различные системы управления и помощи машинистам, диагностику подвижного состава, для того чтобы автоматически получать информацию о возможных неисправностях. Умные службы автоматически интегрируются во все системы городов, в ситуационные центры, чтобы отслеживать происшествия в режиме онлайн. Без этого сейчас невозможно: технологии, позволяющие интегрироваться в «Умный город», закладываются во всех видах новой выпускаемой техники.
– Насколько производство городского транспорта пострадало от санкций?
– Мы слукавим, если скажем, что санкции не отразились на компании. Но я считаю, что эта ситуация, с одной стороны, создала нам вызовы, а с другой – стала для нас благом. Количество компаний, желающих поучаствовать в развитии промышленности Российской Федерации, и из дружественных стран, которые готовы развивать технологии и включаться в производство российской компонентной базы, оказалось намного больше, чем мы ожидали.
Сложности у нас возникли на начальном этапе, потому что сломались налаженные каналы поставки узлов, компонентов, технологий. Но я очень горжусь тем, что мы с колоссальной скоростью наработали новые. ТМХ локализацией занимался чуть ли не с самого основания. В контрактах, которые мы подписывали в 2017–2018 гг., уже был прописан уровень локализации не менее 70–80%. Мы уже были в значительной степени локализованы. В начале прошлого года у нас были задержки в поставках, но к концу вошли в график, поставив всем заказчикам весь подвижной состав. Сейчас продолжаем поставки в срок.
– Есть ли у компании планы по расширению производственных мощностей?
– Сейчас в части вагонов метро заказ соответствует производственным мощностям, потому расширять их резона нет. Если мы подпишем крупный заказ, который потребует расширения производственных мощностей, то будем это делать. В части наземного транспорта история немного глубже: потребности в обновлении наземного транспорта в России огромны. Сейчас у нас загрузка 100%, что, с одной стороны, радует, с другой – ставит определенные цели. Пока мы прорабатываем вопрос с регионами: изучаем, какие есть потребности и задачи с учетом выделенного финансирования.
– Как, на ваш взгляд, будет развиваться городской транспорт? В какую сторону будут двигаться технологии и что будет наиболее востребованным в ближайшие 10–20 лет?
– Если мы не про футуризм, то те тренды, о которых я ранее говорила, – экологичность, цифровизация, повышение уровня комфорта – будут только усиливаться. Возможно, станут массово внедряться технологические решения, которые разработаны, но пока до́роги для массового применения, например мультимедийные экраны в окнах с технологией дополненной реальности – эти разработки ведутся. Будет увеличиваться комфорт для пассажиров. Развиваются технологии и композитные материалы. Совершенствуются умные системы, диагностика, машинное зрение, автоуправляемые механизмы, беспилотные системы.
Мы стремимся еще больше увеличить уровень безопасности, свои возможности по диагностике, облегчить ремонтопригодность подвижного состава, упростить обслуживание.
Плюс не забывайте: всегда есть секретные лаборатории, где ученые изучают новые технологии, о которых никому не рассказывают, а потом возникают совершенно новые, прорывные решения, скажем удивительные по емкости батареи и другие технологичные сюрпризы. И у нас они тоже есть.
Екатерина Каткова / Ведомости