Генеральный директор компании «ТМХ Технологии» Алексей Сапунков рассказывает о работе своего коллектива и задачах на ближайшие годы.
ТМХ реализует большую инвестиционную программу, связанную с совершенствованием производства подвижного состава. Какие наиболее важные задачи были решены в течение последних двух лет?
Большое внимание уделялось созданию и развитию производств, которые обеспечивают независимость Трансмашхолдинга, а значит и рельсового транспорта России, от поставок из стран, которые проводят в нашем отношении агрессивную недружественную политику.
Восполнялся дефицит мощностей, который препятствовал расширению выпуска востребованной продукции. Приняты важные решения по развитию собственного производства ряда ключевых элементов, которые прежде импортировались из-за рубежа.
На Коломенском заводе реализуется комплексный проект по развитию производственных возможностей и расширению мощностей изготовления дизельных двигателей и комплектующих к ним: втулок цилиндров, деталей и узлов шатунно-поршневой группы, распределительных валов и насосов, коленчатых валов, изделий топливной аппаратуры. На предприятии освоено производство дизель-генераторной установки для карьерных самосвалов «БЕЛАЗ», которые ранее комплектовались импортными агрегатами. В процессе реализации находится проект по организации ремонтов дизельных двигателей типа Д49 для локомотиворемонтных предприятий «Желдорреммаша».
Литейный завод «Петрозаводскмаш», при поддержке Фонда развития промышленности, реализует проект по освоению отливок и предварительной механической обработке блоков, рам, втулок для дизельных двигателей производства «Пензадизельмаша» и Коломенского завода.
«Пензадизельмаш» реализует проекты модернизации производственных мощностей по изготовлению и ремонту дизельных двигателей Д50, изготовлению турбокомпрессоров расширенного модельного ряда для дизельных двигателей собственного производства и продукции Коломенского завода.
На Тверском вагоностроительном заводе ведутся работы по реструктуризации сварочного, окрасочного, сборочного, испытательного производства. Реализуется ряд инвестиционных проектов, направленных на освоение новых продуктов: одноэтажных вагонов габарита Т, двухэтажных вагонов новой конструкции, унифицированной платформы электропоездов. В 2023 году внедрены универсальные автоматические линии контактной точечной сварки боковых стен и крыш вагонов, рассчитанные на производство подвижного состава перспективного модельного ряда. В активную стадию реализации вступил проект по внедрению комплекса оборудования для дробеструйной обработки и окраски.
Практически завершены работы по организации производства вагонов малых серий и спецпродукции в Торжке, что позволило существенно разгрузить производственные мощности основной площадки тверского предприятия.
Для развития производства собственных асинхронных тяговых электроприводов, на производственной площадке компании «ТМХ-Электротех» реализуются инвестиционные проекты, в рамках которых будут развиты производственные мощности и освоены новые типы асинхронных двигателей для уже существующих и перспективных локомотивов ЭМКА2, ТЭМ23, 2ТЭ30А, 2ЭС9, электропоездов «Иволга», вагонов метро современных серий. Наше производство асинхронных двигателей становится все более высокотехнологичным, что обусловлено повышенными технико-эксплуатационными требованиями, которые к ним предъявляются (массогабаритные параметры, энергетические показатели, надёжность). В частности, внедряется система роботизированной сварки сердечников статоров и корпусов; индукционной пайки обмоток статоров и короткозамкнутой обмотки ротора; вакуумно-нагнетательная пропитка с использованием отечественных компаундов высоких классов нагревостойкости; штамповка листов сердечников статоров и роторов. В эксплуатацию вводятся обрабатывающие центры для производства корпусов, сердечников статоров, валов и роторов электрических машин. В перспективе – организация собственного производства катушек для обмоток статоров на автоматизированных линиях намотки, формовки и изолирования катушек, а также организация нового участка испытаний асинхронных электродвигателей. Испытательные стенды позволят проводить комплекс приёмо-сдаточных испытаний в автоматическом режиме с использованием энергосберегающих методов.
На Новочеркасском электровозостроительном заводе реализован проект по созданию производства отечественного комплекта электрооборудования для электропоезда ЭП2ДМ. Было возобновлено и модернизировано производство электроаппаратной части оборудования, которое используется при сборке силовых ящиков и шкафов.
Агрессивная политика экономического давления на Россию со стороны недружественных стран и связанные с ней ограничения потребовали форсированного развития внутрихолдинговых и внешних кооперационных связей, вовлечения в производственные процессы все большего количества отечественных производителей комплектующих.
В общей сложности на цели, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией производственного комплекса, акционеры ТМХ направили в 2022-2023 гг. 23 миллиарда рублей, в 2024 году при поддержке Фонда развития промышленности объем инвестиций ожидается на уровне 35 миллиардов рублей.
ОАО «РЖД» ожидает от Трансмашхолдинга увеличения выпуска грузовых локомотивов. Гендиректор ТМХ Кирилл Липа говорит о грядущем расширении производственных мощностей НЭВЗ и БМЗ. Каковы концептуальные подходы «ТМХ Технологий» к решению этой задачи?
Большой опыт и профессиональные коллективы, сложившиеся на заводах и организациях холдинга, делают эту задачу безусловно решаемой в течение нескольких лет. Акционеры готовы выделить необходимые ресурсы. Задача «ТМХ Технологий» состоит в том, чтобы правильно организовать эту работу, обеспечить максимальную эффективность производственного комплекса при минимуме затрат.
Основными узкими местами, требующими расшивки при существенном расширении производства, станут сборочный, окрасочный и механообрабатывающий технологические переделы. Например, для успешной реализации поставленных задач по увеличению производства магистральных и маневровых тепловозов на Брянском машиностроительном заводе необходимо будет во многом перестроить технологические и логистические потоки производства, перераспределить изготовление компонентов между производственными корпусами и цехами, расширить мощности, приобрести и ввести в эксплуатацию дополнительное технологическое оборудование.
В рамках поэтапного развития производственных мощностей и выстраивания поточной линии изготовления электровозов, на НЭВЗе уже начата реализация проекта по реконструкции производственного корпуса и оснащения окрасочного производства современным технологическим оборудованием. Это позволит обеспечить безусловное соответствие технологических операций действующим нормативным требованиям как по качеству выполнения работ, так и по условиям работы наших сотрудников. Линия подготовки поверхности (дробеструйная обработка) кузовов и окрасочно-сушильные камеры будут оснащены роботизированными комплексами. Внедряемая технологическая диспетчеризация и мониторинг состояния оборудования в линиях комплекса позволит управлять режимами подготовки поверхности и нанесения лакокрасочных покрытий на кузова, а также обеспечивать контроль технологических параметров оборудования.
Многие аспекты задачи расширения производств ещё находятся на этапе обсуждения. В нем участвуют и производственники, и технологи, и конструкторы подвижного состава, и логисты, и финансисты, и представители других служб. По мере того, как будет достигнут консенсус, начнется разработка соответствующих проектов, после успешной защиты которых мы приступим к их реализации.
Присоединяйтесь к нам в Telegram и Вконтакте
При использовании материала активная индексируемая гиперссылка на сайт ТМХ обязательна.