Период адаптации успешно пройден

5 апреля 2024

Андрей Шереметьев, заместитель генерального директора по коммерческой деятельности — Член Управляющей коллегии АО «ТМХ».

Начиная с марта 2022 года Трансмашхолдингу, как и многим российским компаниям, пришлось адаптироваться к новым условиям работы. Но для ТМХ этот процесс оказался не столь болезненным, поскольку холдинг всегда предпочитал опираться на собственные ресурсы и возможности отечественных партнеров. Выбранная тактика доказала свою эффективность. И сейчас уже можно поделиться результатами трансформации, проведенной за последние два года. 

Новый экономический ландшафт отличается высокой степенью неопределенности и стремительной скоростью рыночных изменений. Учитывая значительное присутствие ТМХ на протяжении многих лет на зарубежных рынках в роли как поставщика, так и заказчика, вызовы для бизнеса оказались очень существенными. По сути, за несколько месяцев пришлось перестраивать и адаптировать к новым реалиям все процессы, которые стабильно функционировали десятилетиями.

Серьезно помогло то, что в компании более 10 лет на ежегодной основе реализовывались проекты по импортозамещению компонентной базы, локализации производственных площадок иностранных партнеров, обучению собственного высококвалифицированного персонала, развитию инженерного потенциала. В большинстве своем эти ­проекты были продиктованы экономическими причинами — они разрабатывались для усиления позиций на внутреннем и зарубежных рынках.

В критический момент решающую роль сыграла скорость принятия решений и ответственность топ-менеджмента за результат, благодаря чему в 2022 году удалось выполнить рекордный за последние 20 лет по объему заказ в условиях постоянного усиления экономического давления. Совместно с ключевыми партнерами в холдинге были созданы оперативные штабы и рабочие группы по проектам, которые в режиме нон-стоп проводили мониторинг и анализ ситуации по вводимым ограничениям и запретам, оценивали риски и возможности для их минимизации.

Огромная работа по формированию и реализации системных мер поддержки промышленности проделана на правительственном уровне. Ощутимую помощь оказали программы Минэкономразвития, Минпромторга, Российского экспортного центра и Фонда развития промышленности, которые позволили преодолеть целый ряд сложностей, возникших во взаимодействии со смежными отраслями и при организации финансирования, а также создать задел для дальнейшего нивелирования рисков и развития транспортного машиностроения. Отдельно хочется отметить поддержку со стороны заказчиков, их глубокую вовлеченность и понимание в преодолении стратегических вызовов. Также особого внимания заслуживает сплоченность коллектива компании в решении ключевых задач по выполнению действительно амбициозных производственных планов в сложнейших конъюнктурных условиях.   

В результате в течение последних двух лет была пересмотрена общая стратегия развития холдинга, перестроены важнейшие бизнес-процессы, в том числе по разработке новой техники. Исследуются возможности для продвижения продукции ТМХ в новых странах и регионах. 

Наиболее масштабный проект, который продолжается и сейчас, связан с импортозамещением компонентной базы. Перечень замещаемой номенклатуры включает несколько тысяч позиций. При этом большинство заменяемых компонентов необходимо испытать, внести в конструкторскую и технологическую документацию, сертифицировать. В обычных условиях это весьма трудоемкие и длительные процессы, которые могут занимать несколько лет.

В рамках реализации этого проекта были проанализированы производственные возможности поставщиков, определены приоритетные номенклатурные позиции для замещения и этапы их внедрения. Работа велась не только в ТМХ, но и на площадках поставщиков и партнеров, которым оказывается необходимая поддержка в совершенствовании технологических процессов, получении грантов и государственного финансирования на закупку оборудования. Большим подспорьем стали высокая степень адаптивности и быстрая скорость реагирования на вызовы со стороны поставщиков и заказчиков. 

Еще одним важнейшим проектом стала инвестиционная программа холдинга на 2022–2023 годы. В разработку новой техники, развитие собственных компетенций по производству узлов для подвижного состава и переоснащение промплощадок в 2022 году инвестировано 4%, а в 2023 году — 7% от объема выручки. Рекордные объемы средств вложены в создание новых видов продукции: локомотивов, пассажирских вагонов, электропоездов, вагонов метрополитена, и компонентную базу — производство дизелей, электродвигателей, редукторов и т. д. 

При активном участии Фонда развития промышленности реализуются проекты общей стоимостью 47,8 млрд рублей, нацеленные на увеличение производительности и объемов выпуска, оптимизацию внутренних логистических потоков, освоение перспективных технологий. Также за эти два года сформированы новые платежные схемы, выстроена эффективная логистическая цепочка параллельного импорта, в частности, для обслуживания имеющегося парка иностранного оборудования, что немаловажно, необходимость в нем постепенно снижается. 

Важнейшим результатом проделанной работы стал рост выручки в 2023 году на 31% по сравнению с 2022 годом. Объем продаж составил рекордные 412 млрд рублей. По всем ключевым видам продукции продажи выросли более чем на 10%.

На сегодняшний день холдинг успешно участвует в реализации масштабных государственных проектов: повышение пропускной способности БАМа, развитие скоростных пассажирских перевозок на юг страны и в рамках Московских центральных диаметров, обновление парка вагонов метрополитенов Москвы и Санкт-Петербурга. Настоящим мегапроектом можно считать создание в Коломне производства новейших высокотехнологичных среднеоборотных двигателей — его курирует лично председатель Правительства Российской Федерации.

Достижение столь заметных результатов было бы невозможно без наших партнеров — поставщиков ТМХ, с которыми мы вышли на совершенно новый уровень взаимодействия. Один из ярких примеров — компания «Ключевые системы и компоненты» (КСК), которая внесла неоценимый вклад в проводимую ТМХ работу по импортозамещению производства компонентов железнодорожного подвижного состава. На мощностях КСК создано производство полного цикла, позволяющее выпускать двери для электропоездов, современные климатические системы; существенно расширены возможности для изготовления электрооборудования, элементов экстерьеров и интерьеров электропоездов постоянного тока «Иволга» и магистральных грузовых электровозов переменного тока «Ермак»; реализуются ­проекты по созданию производства тормозного оборудования.

На самом деле, еще с 2019 года компания функционирует в условиях непрекращающейся мировой турбулентности, наращивая собственные компетенции и внедряя эффективные бизнес-решения. Соответственно, процесс трансформации не останавли­вается, а ведется непрерывно, позволяя накапливать бесценный опыт для развития компании и отрасли в целом. 

ТМХ является безусловным лидером транспортного машиностроения в России и ни в чем не уступает международным консорциумам. Так, в 2023 году холдинг стал победителем в международных тендерах на поставку электропоездов в Индию, на протяжении нескольких лет успешно реализует проект поставки пассажирских вагонов в Египет и организации их сервисного обслуживания. Экспортный портфель заказов достиг абсолютного максимума. Такие достижения говорят о том, что компания адаптировалась к непростым условиям и крепко стоит на ногах, готова продолжать диверсификацию своей работы, обладая при этом значительно большей, чем прежде, базой знаний, кадровым потенциалом и производственными возможностями.


Присоединяйтесь к нам в Telegram и Вконтакте

При использовании материала активная индексируемая гиперссылка на сайт ТМХ обязательна.