Корпоративное образование становится обязательным условием развития крупнейших компаний. Чем обусловлены колоссальные инвестиции бизнеса в повышение квалификации работников и почему приходится дополнительно обучать подготовленных в государственных вузах специалистов? В преддверии Дня российского студенчества мы встретились с директором Корпоративного университета ТМХ, заместителем генерального директора по корпоративному развитию и проектной деятельности - Членом Управляющей коллегии Наталией Шишлаковой.
– Наталия Николаевна, корпоративное образование – это тренд, дань моде, или реальная потребность бизнеса?
– В первую очередь, это обеспечение устойчивого развития компании. У нас достаточно большой горизонт планирования, он выходит за границы 20 лет. И к сегодняшней ситуации на рынке труда с нехваткой работников ТМХ готовился заранее. В первую очередь выбрали для себя путь развития бренда работодателя и заботы о социальной среде сотрудников в регионах присутствия. Мы делаем ставку на вовлечённость и уверенность сотрудников в развитии и надёжности компании, на наш устойчивый бренд, на лидерство ТМХ. Для нас приоритет - выращивание собственных кадров. Когда мы говорим, люди – главный капитал компании, для нас это не просто слова, это наша платформа. Я глубоко убеждена, что сегодня победы одерживают не компании, а команды. Поэтому автоматизация в ТМХ направлена не на замещение профессий, а на развитие уровня профессиональных компетенций. Это принципиальный подход. Мы инвестируем в обучение людей ежегодно порядка 200 миллионов рублей, повышая их профессиональный уровень и именно это – необходимость, продиктованная временем. Фрезеровщик сегодня – это человек, который управляет высокотехнологичным станком со сложным программным обеспечением, задающий необходимые параметры и контролирующий работу робота. И мы растим именно таких специалистов. Безусловно, ручной труд тоже остается и в среднесрочной и в долгосрочной перспективе не исчезнет, но и он трансформируется, поскольку модернизируется, в том числе, инструмент и требования к квалификации работников растут. Мы идем к мультикомпетенциям. Это тренд не только нашей отрасли тяжелого машиностроения, но и всей промышленности в стране.
– То есть образования, которое получают в ВУЗах и ССУЗах не достаточно для работы на современном предприятии?
– Не буду говорить за всю систему образования, отвечу, как мы решаем внутри себя этот вопрос. У нас создан Корпоративный университет. В нем формируются отраслевые лицензированные программы, которые позволяют готовить специалистов и рабочих по единым стандартам. Это не замена техникумов, госуниверситетов и академической среды. Это возможность получить навыки, быстрый трек в определенном промышленном направлении. Это необходимо, поскольку по объективным причинам 5-летняя программа вузов не может успевать за вызовами индустрий. Если молодые люди серьёзно задумываются о своей карьере, они уже на 2-3 курсе идут работать или учиться в корпоративный университет тех компаний, куда они хотят пойти работать. Так они свои академические знания сразу же укрепляют реальными навыками и стажировками. Кроме того, мы обеспечиваем самым современным оборудованием наши лаборатории и инженерные центры. К сожалению, в технических вузах далеко не всегда испытательные лабораторные и тренировочные базы актуальны современному технологическому укладу. Обучаясь, молодые люди думают, что на заводе их ждет такая же не актуальная техника. Но, приходя работать на наши предприятия, они видят современное и прогрессивное производство.
В настоящий момент у нас более 200 программ подготовки по рабочим специальностям, проектной деятельности и повышению квалификации руководителей, и мы, безусловно, продолжаем развивать и совершенствовать эту базу, а также работаем в партнёрстве с крупными российскими отраслевиками в части специальной подготовки.
У ТМХ шесть региональных образовательных центров, которые работают на ключевых предприятиях холдинга: Демихово, Мытищи, Новочеркасск, Брянск, Тверь, Коломна. В них проходят обучение более 10 тысяч сотрудников ежегодно.
– Многие предприятия готовы принимать сотрудников без- соответствующей квалификации и опыта и обучать их самостоятельно. Как вы считаете, это решение, или нужно вносить изменения в систему образования?
– Классическое академическое образование создает надежную базу, на которой строится дальнейшее развитие. А его обеспечивают корпоративные университеты. Они продуцируют тех работников, которые нужны компаниям, под их технологические процессы. Это "тонкие настройки", которые всегда выполняются индивидуально. И это подтверждает практика. Иначе не создавались бы корпоративные университеты и компании не инвестировали бы такие огромные средства в развитие своих работников. Другой вопрос – актуализация программ в системе базового образования. Тут необходимо развивать сотрудничество ССУЗов и ВУЗов с корпоративными университетами. И этот процесс, надо отметить, набирает обороты. И бизнес, и государство видят большие преимущества в этом сотрудничестве. Уже сейчас оно приносит свои плоды, уверена, такое взаимодействие в области образования будет развиваться и дальше.
– А какая практика сотрудничества у ТМХ?
– Мы сотрудничаем с вузами, которые готовят специалистов для отрасли машиностроения и инженеров. Это лидеры отечественного образования, в числе которых и Московский политехнический университет, и МГТУ имени Н.Э. Баумана, и РУТ (МИИТ) и многие другие профильные региональные вузы. Студенты этих учебных заведений проходят практику на предприятиях холдинга - мы стремимся максимально рано приобщить их к нашим требованиям на производстве.
ТМХ также сам выступает экспертом и разработчиком образовательных программ, следит за тем, чтобы они отвечали современным требованиям развития отрасли. С МГТУ имени Н.Э. Баумана прорабатываем проведение научно-исследовательских разработок, работаем с МАДИ, с Петербургским государственным университетом путей сообщения Императора Александра I. В городах присутствия предприятий холдинга также сотрудничаем с крупнейшими региональными вузами. К примеру, в Новочеркасске, где у нас располагается НЭВЗ, работаем с Южно-Российским государственным политехническим университетом имени М.И. Платова, в Брянске – с Брянским государственным техническим университетом.
Транспортное машиностроение в ТМХ на сегодняшний день – это более тысячи компетенций.
– А как быть с управленцами? Их тоже надо растить или можно пригласить человека с профильным менеджерским образованием?
– Если бы в учебниках по менеджменту было написано, как влияет форма форкамеры дизельного двигателя на количество вагонов в составе локомотива, таких управленцев можно было бы рассматривать. Но тонкость в том, что чтобы управлять коллективом промышленного предприятия, быть лидером для тысяч людей, надо быть профессионалом своего дела. У профессионализма есть незримое качество – гравитация. Она притягивает к себе таких же профессионалов, а это необходимое условие для формирования доверия. Я не знаю ни одного эффективного менеджера, которого можно было бы обвести вокруг пальца. Руководитель современного промышленного предприятия, такого как в ТМХ, это не просто управленец, выполняющий бизнес-план. Это человек, который формирует вокруг себя команду, достигающую цели, идущую в одном направлении. А тут важна и корпоративная культура лидерства, внимание к развитию, любовь к своему делу и способность смотреть за горизонт. Ведь то, что мы создаем сегодня: вагоны, электровозы, двигатели – это то, на чем люди будут ездить в будущем. Каким оно будет – зависит он нас сегодня. Мы в ТМХ планируем его на 20-30 лет вперед. И выполнение текущего бизнес-плана – это всего лишь промежуточная точка на большом пути развития отрасли транспортного машиностроения. Вот за какие горизонты смотрят наши руководители. И то, о чем мы задумываемся сегодня – это как обеспечить преемственность профессии, передачу опыта и его трансформацию к современным реалиям. В ТМХ работает больше двухсот династий машиностроителей. Значит получается.