«Корпоративные университеты проектируют будущее промышленности»

30 ноября 2023

«Корпоративные университеты проектируют будущее промышленности» — заместитель генерального директора по корпоративному развитию и проектной деятельности — член Управляющей коллегии АО «Трансмашхолдинг» Наталия Шишлакова — о трендах корпоративного образования в отрасли машиностроения.

Корпоративное образование в РФ продолжает развиваться, несмотря на экономические сложности, с которыми сейчас сталкиваются многие компании. «Ъ» поговорил с замгендиректора по корпоративному развитию и проектной деятельности—членом Управляющей коллегии АО «Трансмашхолдинг» Наталией Шишлаковой о том, какие сотрудники сейчас нужны тяжелой промышленности и какие компетенции наиболее востребованы работодателем.

— В последнее время многие российские работодатели жалуются на сложности c набором специалистов. Мы, в частности, довольно много об этом писали, многие эксперты это отмечают, особенно от промышленности. Как ситуация обстоит у вас?

— По многим показателям мы являемся лидерами отрасли машиностроения, этот вопрос нас, конечно, коснулся тоже, но ситуация выглядит не так драматично. Мы постоянно развиваем как присутствие на рынке, так и наши продукты, занимаемся технологическим совершенствованием. У нас сейчас больше 20 производственных площадок, на которых работают в общей сложности 39 тыс. человек. Если мы объединим сервисные и инжиниринговые компании, которые занимаются интеллектуальными системами, разработкой техники, в целом в компании работают около 130 тыс. человек. Мы даем сотрудникам уникальную возможность для построения карьеры внутри холдинга. Это касается и выбора профессий, и места работы. У нас распространена практика, когда сотрудник при желании может переехать из одного региона в другой, оставаясь при этом работать на предприятиях нашей компании. Так работает программа «Кадровый резерв». Информация об этих возможностях транслируется внутри компании. Во внешнем контуре для студентов вузов и ссузов мы проводим дни открытых дверей на всех наших промпредприятиях. Это привлекает потенциальных сотрудников: так они видят свои перспективы развития и образования в профессии внутри компании. У нас есть тезис, что лучший способ предвидеть будущее — его спроектировать.

Наталия Шишлакова

Имеет высшее юридическое образование, а также окончила программу МВА «Управление предприятием». Работает в АО «Трансмашхолдинг» с момента основания компании.

В зоне ее ответственности — проекты цифровой трансформации Группы ТМХ, управление проектным и процессным офисами, оценка, развитие персонала и внутренних коммуникаций, а также направление организационных изменений и развития систем управления персоналом.

Под ее руководством и с ее непосредственным участием в компании реализован ряд масштабных проектов. В их числе — разработка и внедрение программы «Кадровый резерв» Группы компаний ТМХ для менеджмента и специалистов, внедрение комплексной оценки персонала при найме и ротации внутри Группы компаний ТМХ (тестирование, структурированное интервью).

Создание Корпоративного университета Группы ТМХ, единого отраслевого центра консолидации и развития человеческого капитала, наиболее востребованных компетенций в транспортном машиностроении. Запуск в рамках Корпоративного университета подготовки кадров по программам обучения в рамках стратегического партнерства с ведущими инженерно-техническими вузами России.

В начале 2023 года под руководством Наталии Шишлаковой была разработана и принята к реализации стратегия цифровой трансформации группы компаний ТМХ. Реализация стратегии обеспечивает переход холдинга на качественно новый технологический уровень развития, который имеет все необходимые конкурентные преимущества, чтобы уверенно себя чувствовать как на внутреннем, так и международном рынке. Цифровая трансформация затрагивает все стратегические направления и выступает в роли инструмента по достижению намеченных бизнесом целей. Целый ряд проектов уже реализуется.

Наталия Шишлакова награждена Почетной грамотой президента РФ за заслуги в сфере развития материально-производственной базы российского транспортного машиностроения и создание перспективных образцов подвижного состава для железных дорог и городского рельсового транспорта. Также имеет министерские награды РФ. Входит в «Топ-1000 российских менеджеров» АМР.

— Как вы выстраивали кадровую политику компании, чтобы не иметь сложностей с наймом сотрудников?

— Если говорить про нашу кадровую политику, то мы стремимся развивать каждого нашего сотрудника в соответствии с его профессией, должностью и потенциалом. ТМХ держит высококонкурентные для отрасли зарплаты, у нас есть потенциал для развития карьеры, сильная корпоративная культура, мы заботимся о своих специалистах, поэтому у нас довольно низкая текучесть персонала. Эта забота выражается в разных проектах: спортивных, социальных, внутрикооперационных.

Одно из направлений, ставшее уже традиционным для холдинга,— проект «СпортЛига ТМХ». В течение пяти лет мы регулярно проводим соревнования по основным корпоративным видам спорта для сотрудников и их семей, поддерживаем развитие спортивной жизни в регионах присутствия.

Мы активно продолжаем развивать несколько крупных направлений молодежного движения. В него входят ребята, которые только окончили вуз, ссуз и пришли на работу в ТМХ. У них мало опыта, но большое стремление себя проявить. Молодые люди находят себя абсолютно во всех областях: это и производство, и интеллектуальная работа в инжиниринге и так далее. Они занимаются популяризацией отрасли, профессии, развитием наших индустриальных инициатив, корпоративным волонтерством и другими направлениями. Это хорошая возможность карьерного лифта.

Профиль

ТМХ («Трансмашхолдинг») — номер один среди производителей железнодорожного и городского рельсового транспорта в России и СНГ и номер пять на международном рынке. Компания предлагает полный спектр продуктов и услуг: от дизайна и разработки нового подвижного состава до модернизации, сервисных контрактов жизненного цикла и цифровых систем управления движением. ТМХ — российская компания со штаб-квартирой в Москве. География работы охватывает более 30 государств.

«Поколение Инжен» — еще один знаковый проект, созданный нашими молодыми сотрудниками, которые имеют межкультурную, межрегиональную коммуникацию, работают над самыми различными проектами и инициативами. Они развивают и поддерживают нашу корпоративную культуру промышленников, являются лицом компании. Благодаря такой активной работе по привлечению в компанию молодежи средний возраст сотрудников в ТМХ — 41 год.

— То есть с точки зрения обеспечения потребностей текущих сотрудников у вас все в порядке. Но опять же сейчас довольно много говорят, что компаниям необходимо прогнозировать кадровые потребности на перспективу и работать, можно сказать, на опережение. Как вы относитесь к этой идее?

— Что такое «перспектива» для крупного машиностроения? Чтобы подготовить профессионала, который может работать на наших предприятиях, необходимо вложить в сотрудника около десяти лет. Это достаточно много. Поэтому приходится прогнозировать, анализировать, строить работу с потенциалом наших специалистов, учитывая, что подготовка собственных кадров и наращивание человеческого капитала является для нас приоритетом.

— Это задача вашего Корпоративного университета?

— Мы создали свой собственный Корпоративный университет ТМХ и получили лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам профессионального обучения и программам дополнительного профессионального образования.

Наш Корпоративный университет дает возможность профессионалам-промышленникам, людям, обладающим уникальными компетенциями, делиться своими знаниями, опытом, а это самое ценное. Таких людей не так много, и они, конечно, востребованы, именно они помогают разрабатывать программы, становятся менторами и наставниками. Именно для того, чтобы перенять их знания, интеллектуальные разработки, к нам приходят учиться люди из различных отраслей и индустрий.

В Корпоративном университете формируются отраслевые лицензированные программы, которые позволяют готовить специалистов и рабочих по единым стандартам. Это не замена техникумов, госуниверситетов и академической среды. Это возможность получить навыки, быстрый трек в определенном промышленном направлении. Это необходимо, поскольку по объективным причинам пятилетняя программа вузов не может успевать за вызовами индустрий. Поэтому именно корпоративные университеты проектируют будущее промышленности.

Если молодые люди серьезно задумываются о своей карьере, они уже на втором-третьем курсах идут работать или учиться в корпоративный университет тех компаний, куда они хотят пойти работать. Так они свои академические знания сразу же укрепляют реальными навыками и стажировками. Кроме того, мы обеспечиваем самым современным оборудованием наши лаборатории и инженерные центры. К сожалению, в технических вузах далеко не всегда испытательные лабораторные и тренировочные базы актуальны современному технологическому укладу. Обучаясь, молодые люди думают, что на заводе их ждет такая же неактуальная техника. Но, приходя на наши предприятия, они видят современное и прогрессивное производство.

В настоящий момент у нас более 200 программ подготовки по рабочим специальностям, проектной деятельности и повышению квалификации руководителей, и мы, безусловно, продолжаем развивать и совершенствовать эту базу, а также работаем в партнерстве с крупными российскими отраслевиками в части специальной подготовки.

У ТМХ шесть региональных образовательных центров, которые работают на ключевых предприятиях холдинга: Демихово, Мытищи, Новочеркасск, Брянск, Тверь, Коломна. В них проходят обучение более 10 тыс. сотрудников ежегодно.

Кроме того, ТМХ сотрудничает с вузами, которые готовят специалистов для отрасли машиностроения и инженеров. Это лидеры отечественного образования, в числе которых и Московский политехнический университет, и МГТУ им. Н. Э. Баумана, и РУТ (МИИТ), и многие другие профильные региональные вузы. Студенты этих учебных заведений проходят практику на предприятиях холдинга — мы стремимся максимально рано приобщить их к нашим требованиям на производстве.

ТМХ также сам выступает экспертом и разработчиком образовательных программ, следит за тем, чтобы они отвечали современным требованиям развития отрасли. С МГТУ им. Н. Э. Баумана прорабатываем проведение научно-исследовательских разработок. В городах присутствия предприятий холдинга также сотрудничаем с крупнейшими региональными вузами. К примеру, в Новочеркасске, где у нас располагается НЭВЗ, работаем с Южно-Российским государственным политехническим университетом им. М. И. Платова, в Брянске — с Брянским государственным техническим университетом.

— Многие отрасли сейчас сталкиваются с необходимостью модернизировать профессиональные стандарты, поскольку производства трансформируются и те компетенции, с которыми студенты выходят из учебных заведений, уже не соответствуют требованиям работодателей. Приходится ли этим заниматься ТМХ?

— Да, такая задача у нас есть — она связана со стратегией развития бизнеса ТМХ. Мы видим себя как компанию, цель которой создание и производство российской высокотехнологичной продукции, создание уникального продукта, и этот процесс будет эффективным только тогда, когда мы будем создавать собственные конкурентные технологии. В течение последних десяти лет мы планируем производство таким образом, чтобы наш подвижной состав использовал исключительно отечественные компоненты по всей линейке техники. Доказательством являются созданные и представленные осенью на крупнейшей отраслевой выставке «PRO//Движение.Экспо» новинки: это локомотив с отечественным двигателем 3ТЭ28, городской электропоезд «Иволга 4.0», маневровый тепловоз ТЭМ23. Поезд метро «Балтиец» разработан специалистами ТМХ в соответствии с техническим заданием Петербургского метрополитена, а впоследствии полностью переведен на отечественные комплектующие.

— Их создание и потребовало формирования новых компетенций?

— Да, транспортное машиностроение в ТМХ на сегодняшний день это более тысячи компетенций. Это золотой запас специалистов, которые способны создавать уникальные технологические решения.

В 2017 году все конструкторские бюро мы объединили в специализированные центры, входящие в состав холдинга. Подразделения «ТМХ Инжиниринг» и «Инжиниринговый центр двигателестроения ТМХ» расположены в десяти городах и насчитывают в общей сложности более 1,3 тыс. сотрудников. Это наша уникальная база — единственная в России школа полного инжиниринга.

Благодаря этому создание подвижного состава для нас — это не зона риска, наоборот, зона возможностей, потому что мы сами проектируем и обладаем всеми интеллектуальными правами на производимую технику. Вся конструкторская документация по нашим продуктам принадлежит ТМХ, то есть российскому производителю. Собственные разработки отличают нас от других производителей, в том числе в двигателестроении. Мы стремимся к развитию новых компетенций внутри наших предприятий, чтобы обеспечить технологический суверенитет страны. Таким образом мы обеспечиваем не только устойчивое развитие компании, но и, что особенно важно сейчас, безопасность грузовых и пассажирских перевозок.

— Одновременно с этим, насколько я понимаю, вы развиваете у своих сотрудников и мультикомпетенции...

— Это было необходимо, поскольку мы как компания не только работаем с серийным производством, но и постоянно модернизируем наши продукты. И в этой ситуации нам были необходимы специалисты, которые владели бы больше чем одной компетенцией. Мы создали для них специальный трек внутреннего обучения, благодаря которому они могут прибрести, по сути, дополнительную профессию. Это важно еще и потому, что мы разворачиваем производственную систему, которая подразумевает поддержку и развитие эталонных линий. На них один сотрудник в совершенстве владеет несколькими специальностями. С этой новой профессией человеку нетрудно работать в удобном для себя формате, зарабатывать и развиваться.

Люди сейчас довольно мобильны, особенно молодежь, многим хочется чего-то нового для себя, например поработать в одном месте и, получив опыт, попробовать себя на другом предприятии. То есть мультикомпетенции позволяют не только нам как работодателю получать мобильный кадровый резерв, который соответствует нашим потребностям. Новшества, освоенные в процессе обучения, позволяют нашим же сотрудникам всегда чувствовать себя востребованными. Это же счастье, когда ты постоянно чему-то учишься, профессионально развиваешься, строишь свою жизнь и карьеру внутри огромной корпорации.

— Как вы считаете, насколько все эти усилия помогли вам создать сильный бренд работодателя?

— Вы знаете, они вполне реализовались, потому что работать у нас в ТМХ хотят не только россияне. Например, в инжиниринге у нас есть парень из Индии, он получил хорошее профильное образование в индийском университете и после этого специально поехал в Хабаровск для получения разрешения на работу. Там начал работать в одной из транспортных компаний. Потом он связался со мной и предложил рассмотреть его кандидатуру, поскольку у него подходящий для нас профиль и даже есть разрешение на работу в России. Мы пригласили его в инжиниринг, он параллельно учит русский язык. Я его видела на многих наших выставках, хороший специалист. И, надо сказать, это не единичный случай: сейчас регулярно бывают похожие кейсы, так что мы сейчас делаем для потенциальных сотрудников международную страничку, чтобы они могли не только лично мне написать, а уже попасть в нашу систему рекрутинга и ротации.

Беседовала Елена Иванова, "КоммерсантЪ"