Тонкие настройки

2 мая 2023

Об основных подходах и принципах технологического развития Трансмашхолдинга, а также о результатах уже предпринятых мер рассказал генеральный директор «ТМХ Технологий» Алексей Сапунков.

Флагманы ТМХ

— Алексей Николаевич, в ТМХ много лет ведется работа по созданию на базе компании единого производственного комплекса и центров компетенций. Насколько далеко холдинг продвинулся в решении этой задачи и каких результатов уже удалось достичь?

— В рамках реализации стратегии технологического развития ТМХ предусмотрено создание центров компетенций по двум основным направлениям. Первое — это центры компетенций на базе производств: литейное, раскройно-заготовительное, механообрабатывающее, гальваническое, деревообрабатывающее, инструментальное и пр. Второе направление — центры компетенций по производству продуктов, включая ключевые компоненты: тележки, электрические машины и аппараты, комплекты электрооборудования, дизельные двигатели и т. д.

На сегодняшний день близки к завершению проекты по централизации литейного, раскройно-заготовительного, механообрабатывающего производств. Реализация этих проектов позволила организовать оперативное управление технологическими и производственными процессами при постоянно меняющихся требованиях к объемам производства и качеству выпускаемой продукции. Удалось внедрить ряд принципиально новых технологических решений, среди них лазерная сварка элементов кузовов и тележек, автоматизированная сварка кузовов вагонов, комплексная механическая обработка крупногабаритных и конструктивно сложных элементов. Также в качестве достигнутых эффектов можно отметить оптимизацию накладных расходов и избыточных производственных площадей, возможность использовать высвобождаемые площади и мощности для развития новых ключевых компонентов и компетенций.

Результатом реализации мероприятий и проектов технологического развития ТМХ в 2020–2022 годах стало снижение затрат на инструмент, оснастку, ремонт машин и оборудования, а также оптимизация трудоемкости и материалоемкости. Уровень накладных расходов снижен ориентировочно на 2 млрд рублей.

В перспективе до 2026 года, согласно принятой стратегии, должны быть завершены все ключевые проекты по централизации производств на локомотивостроительных и вагоностроительных предприятиях холдинга. Следующий шаг — оптимальное использование имеющихся мощностей и поиск технологической синергии локомотиворемонтных и локомотивостроительных предприятий, входящих в состав «ЛокоТеха» и ТМХ.

— Насколько конкурентоспособным является производство ТМХ по сравнению с крупнейшими зарубежными компаниями?

— По уровню технологической оснащенности заводы холдинга находятся на продвинутом уровне. К примеру, на БМЗ внедрена роботизация процессов сварки рам тележек, а в период до 2024 года будет внедрена и их гибридная (лазерная) сварка. На ТВЗ в 2023 году будет полностью внедрена автоматическая линия сварки элементов кузовов пассажирских вагонов. На Метровагонмаше к 2022 году были внедрены такие современные решения, как установка лазерной сварки панелей боковых стенок кузовов и комплекс обработки поверхностей кузовов вагонов метро и рельсовых автобусов. На НЭВЗе и ТВЗ в период с 2023 по 2025 год будут реализованы проекты по созданию окрасочных комплексов в соответствии с передовыми требованиями отечественных нормативных документов, а также с учетом пожеланий потенциальных зарубежных заказчиков. В целом, по нашей экспертной оценке, технологии ключевых производств подвижного состава на предприятиях холдинга имеют уровень, сопоставимый с ведущими мировыми производителями — Alstom, Wabtec (GETS), Bombardier.

В срок до 2026 года с участием компании «ТМХ Технологии» должны быть реализованы мероприятия, которые позволят обеспечить высокий технологический уровень производства подвижного состава по основным технологическим переделам — сварочному, механообрабатывающему, окрасочному, сборочному и испытательному. Это позволит Трансмашхолдингу составить серьезную конкуренцию на отечественном, африканском и азиатском рынках.

— Какие проекты развития будут приоритетными в ближайшие годы и какой предполагается объем инвестиций? 

— Среди крупных проектов, которые реализуются на предприятиях холдинга, хотелось бы отметить развитие электромашинного производства «ТМХ-Электротех», развитие производства дизелей и их компонентов на Коломенском заводе и Пензадизельмаше, централизацию производства тележек и рам тележек для локомотивов на БМЗ, развитие производства редукторов для моторвагонного подвижного состава ДМЗ, развитие окрасочного производства на НЭВЗе и ТВЗ, а также освоение заводских видов ремонтов на БМЗ, Коломенском заводе и НЭВЗе. В целом в реализацию этих проектов, а также проектов, связанных с поддержанием и развитием производственных мощностей, освоением новой техники, в период с 2022 по 2027 год планируется инвестировать до 50 млрд рублей.

Открыты для надежных партнеров

— Какие изменения в программу обновления парка оборудования были внесены в 2022 году и закладываете ли вы вероятность расширения ограничений на поставки? 

— Программа обновления парка технологического оборудования в течение прошлого года претерпевала неоднократные изменения — от существенной оптимизации до принятия стратегических решений о реализации ключевых проектов на предприятиях холдинга. На фоне наложенных рестрикционных ограничений и расторжения действующих договоров с поставщиками технологического оборудования из недружественных стран, нам удалось в достаточно короткие сроки найти альтернативных отечественных и азиатских производителей аналогичной продукции. 

По итогам 2022 года, с учетом реализации проектов при участии Фонда развития промышленности, программа обновления парка оборудования на предприятиях ТМХ была существенно расширена. 

Риски ограничений на поставку оборудования и прекращение действия уже заключенных договоров по-прежнему существуют. Для минимизации этих рисков «ТМХ Технологии» прорабатывают различные организационно-технические решения, включая поиск альтернативных технологий и поставщиков оборудования, усиление внутрихолдинговой кооперации, развитие внешнего аутсорсинга.

— Насколько отечественное станкостроение способно обеспечить ТМХ необходимым оборудованием? Как строится взаимодействие с изготовителями, чего ждет от них холдинг?

— Отечественное станкостроение способно лишь частично удовлетворить потребности ТМХ в технологическом оборудовании. В частности, это относится к механообрабатывающему оборудованию для предварительной обработки заготовок. При этом отсутствуют реальные предложения от отечественных производителей станков и комплексов, способных выполнять сложную, высокоточную и высокоскоростную обработку ответственных деталей и узлов подвижного состава: рам тележек, осей, элементов колесных пар, редукторов, тяговых электродвигателей. Для этих операций применяются комплексы зарубежного производства. Мы ждем от отечественных предприятий предложений оборудования с параметрами на уровне ведущих азиатских производителей, с должным технологическим сопровождением и сервисным обслуживанием. Готовы к долгосрочному сотрудничеству.

Портальный обрабатывающий центр на БМЗ.jpg

Портальный обрабатывающий центр на БМЗ

— Насколько оправдывает себя решение о выводе в специализированные организации отдельных производств и переделов, каких эффектов удалось достичь? Какие требования предъявляются к потенциальным подрядчикам?

— При разработке стратегии технологического развития предприятий холдинга специалисты «ТМХ Технологий» и профильных подразделений ТМХ предложили концепцию по выводу специализированных непрофильных производств с учетом целесообразности и эффективности. Целесообразность концентрации отдельных производств и вывод их в специализированные организации оценивалась по ряду критериев: технологический уровень и наличие компетенций для выпуска действующей и перспективной продукции; объемы инвестиций, необходимые для поддержания и развития специализированного производства; наличие кадрового потенциала; состояние производственных площадей; возможность организации поставок продукции по оптимальной цене.

На данный момент от централизации и вывода производств на локомотивостроительных и вагоностроительных предприятиях холдинга получены ощутимые эффекты: высвобождено не менее 60 тыс. кв. м площадей, часть из которых уже задействована под развитие других производств и новых продуктов; снижены накладные расходы, оптимизированы логистические потоки («петлевые» логистические и технологические маршруты) между производствами.

К потенциальным поставщикам специализированной продукции предъявляются стандартные требования. Прежде всего, это способность обеспечить своевременные поставки качественной продукции в соответствии с договорными обязательствами, стремление и возможность динамично развиваться в своей области, будь то модернизация производства или внедрение новых технологий, а также достаточная гибкость в части объемов выпуска серийной продукции и освоения новой.

— Как продвигается проект внедрения предиктивного анализа состояния производственного оборудования и какие ближайшие задачи?

— На НЭВЗе, Метровагонмаше и ТВЗ внедрена система мониторинга ключевого технологического оборудования (АС «Диспетчер» и «Навиман»). На основе проводимого ею анализа дается оценка оптимальной загрузки технологического оборудования по номенклатуре обрабатываемых изделий, определяются эффективность его использования и техническое состояние. Обслуживание технологического оборудования в периметре холдинга осуществляется с привлечением специализированной компании, которая также применяет инструменты предиктивного анализа.

Впереди — развитие

— Насколько гибким и универсальным является производственный комплекс ТМХ, сложно ли осваивать выпуск новой продукции, внедрять новые технологии, узлы и агрегаты?

— Ориентация на создание сборочных производств для предприятий холдинга, централизация изготовления ключевых компонентов и специализированных производств позволяет обеспечить их достаточную гибкость и определенную универсальность в части выпуска серийной и новой техники. В частности, на Метровагонмаше одновременно осуществляется производство вагонов метро и рельсовых автобусов; на ДМЗ — изготовление новых электропоездов серий ЭП2Д, ЭП3Д и ремонт электропоездов различных серий; на ТВЗ — производство пассажирских вагонов локомотивной тяги и электропоездов «Иволга». 

Сложность освоения новой техники и внедрения новых технологии в большей степени зависит от конструктивных особенностей и степени ее унификации с серийной продукцией и применяемых технологий. Чем более конструктивно сложным и разунифицированным является изделие, тем более сложная и длительная требуется технологическая подготовка производства.

— Каковы планы ТМХ по роботизации производства?

— На основании опыта, полученного при реализации проектов по цифровизации, мы провели анализ и определили направления, по которым целесообразна роботизация технологических процессов производства. Для «ТМХ Технологий» приоритетными направлениями для роботизации технологических процессов будут те, которые имеют обоснованные технико-экономические эффекты. В частности, процессы роботизации будут продолжены в раскройно-заготовительном (роботизация штамповки и вырубки заготовок из электротехнической стали на прессах), сварочном (сварка брусьев рам кузовов, рам тележек подвижного состава, корпусов и сердечников электрических машин) и окрасочном (роботизация дробеструйных и окрасочных операций) производствах.

— Какими подходами руководствуется холдинг в кадровой политике, чтобы помочь реализации стратегии технологического развития, какие новые компетенции предстоит развивать?

— В ТМХ подготовлены и приняты долгосрочные планы по обеспечению производственных площадок необходимыми специалистами для осуществления инвестиционных проектов. 

Специалисты «ТМХ Технологий» сформировали методологические подходы по определению потребности в квалифицированном производственном персонале для реализации проектов технологического развития. Среди востребованных профессий на перспективу можно назвать операторов-программистов оборудования с ЧПУ для работы с программными модулями отечественных и азиатских производителей, операторов роботизированных сварочных установок, инженеров-технологов по современным методам механической обработки, инженеров-технологов по специальным процессам (индукционная пайка, гибридная и лазерная сварка, наладчики и испытатели).

— Какие задачи стоят перед «ТМХ Технологиями» на ближайшие годы, какие показатели рассматриваются в качестве целевых?

— Наши основные задачи — это реализация стратегии технологического развития холдинга на период до 2026 года и далее, технологическое сопровождение перевооружения предприятий с учетом обеспечения производства конкурентоспособного подвижного состава и ключевых компонентов, необходимости снижения уровня издержек производственно-технологического характера за счет внедрения новых и перспективных технологий. 

В качестве целевых ключевых показателей будет рассматриваться завершение реализации мероприятий по централизации и концентрации производств и технологических переделов, достижение заявленных технико-экономических показателей по уровню накладных расходов, снижению трудоемкости и материалоемкости производства, затрат на инструмент и технологическую подготовку производства. Также принимаются во внимание эффективность внедрения цифровых технологий на базе платформы IPS, своевременное обеспечение предприятий ТМХ технологическим оборудованием в рамках инвестиционной деятельности, включая проекты с участием Фонда развития промышленности. И наконец еще один ориентир — развитие оптимальных внутрихолдинговых и внешних кооперационных связей и технологическо-производственная интеграция с предприятиями-партнерами — КСК, «ЛокоТех» и Желдорреммаш. 

Машина контактной точечной сварки крыши вагонов на ТВЗ.JPG

Машина контактной точечной сварки крыши вагонов на ТВЗ