«Мы обязаны быть готовыми ко всем изменениям и вызовам»

2 июня 2022

Круглая дата — отличный повод подвести итоги и поговорить о планах на будущее, тем более что ТМХ в последние годы придерживается новых принципов создания продукции и уделяет повышенное внимание внешним рынкам. Генеральный директор Трансмашхолдинга Кирилл Липа рассказал об основных достижениях последних лет, о современных тенденциях отрасли и о приоритетных направлениях дальнейшего развития.

ФЛАГМАНЫ ТМХ

— Кирилл Валерьевич, какие достижения ТМХ за последние годы считаете наиболее важными?

— Во всех сегментах мы стараемся регулярно обновлять подвижной состав и представлять рынку новую продукцию.

В сфере электровозостроения главным достижением считаю запуск локомотивов 2ЭС5С и 3ЭС5С, предназначенных для вождения грузовых поездов массой до 9000 тонн. Это первые российские электровозы, которые оборудованы асинхронным тяговым приводом ­нашей собственной разработки.

Если говорить о подвижном составе для метрополитенов, то особого внимания заслуживает поезд «Москва‑2020». Все москвичи, с которыми я общаюсь, отзываются о нем только положительно — это, конечно, вызывает чувство неподдельной гордости за то, что ты делаешь. Звание настоящих чемпионов в этой нише принадлежит конструкторам Метровагонмаша.

Также нельзя обойти стороной пригородный подвижной состав. Сегодня мы способны закрыть все потребности в этом сегменте. Нам, пожалуй, осталось только сделать двух­этажный электропоезд, и можно будет говорить, что ТМХ в состоянии производить всю линейку рельсового транспорта.

В МИРОВОМ ТРЕНДЕ

— Мы живем в условиях непрекращающейся научно-технической революции, цифровизации, внедрения новейших технологий. Как в таких условиях преобразуется отрасль транспортного машиностроения и поспе­вает ли ТМХ за всеми изменениями?

— Однозначно: мы в мировом тренде. Те новшества, которые вы перечислили, касаются не только нас, но и наших заказчиков. Меняются предпочтения наших потребителей, и мы меняемся вместе с ними.

Безусловно, новые тренды влияют на технологические процессы любой машино­строительной компании и индустрии в целом. К примеру, беспилотное движение прорабатывается как на железнодорожном транспорте, так и в сельхоз­машиностроении и других отраслях промышленности. Все сейчас устремились в эту область, разрабатывают новые стандарты для управления транспортными средствами без участия человека или с минимальным его присутствием. Если говорить о методах цифровой аналитики, которые применяются в процессах проектирования, управления и эксплуатации подвижного состава, то они тоже характерны для всех видов машиностроения.

Большие изменения происходят, и, на мой взгляд, они должны быть еще более весомыми в материаловедении. Здесь заложен достаточно большой потенциал как раз для железно­дорожного транспорта. В первую очередь стоит задача по облегчению конструкции нашей техники, которая воздействует своей массой на железнодорожную инфраструктуру, увеличивая ее износ. С учетом роста скоростей масса играет ключевое значение. Поэтому облегчение конструкции без ущерба для безопасности грузов и пассажиров — очень интересный вызов, на который можно ответить с помощью развития новых материалов. Они должны быть такими же или более прочными, чем используемые сегодня, но значительно более легкими. Традиционные материалы, такие как сталь и алюминий, по моему мнению, уже безнадежно устарели и нуждаются в замене.

Еще одно очень важное направление для развития — это переход на электродвижение. В этой области тоже разрабатывается много различных технологических проектов, которые позволят существенно увеличить эффект, в том числе с точки зрения снижения воздействия на окружающую среду и сокращения потребления энергоресурсов.

Выездное заседание Координационного совета ОАО «РЖД» на Брянском машиностроительном заводе, 2018 год

ARK_2624_mk.jpg

— Как с учетом всех трансформаций меняются требования со стороны заказчиков и насколько ТМХ готов им соответствовать?

— У нас нет возможности не соответствовать меняющимся требованиям. Не имеет значения, насколько мы готовы, — мы просто обязаны быть готовыми ко всем изменениям и вызовам. И пусть эти требования постоянно ужесточаются, лично я оцениваю их исключительно в позитивном ключе. Сам факт, что эти требования к нам предъявляются, уже стимулирует нас к движению вперед, даже когда результат достигается ценой дополнительных расходов. Зато соответствие ожиданиям потребителей позволяет нам считать себя профессиональными участниками рынка, имеющими все перспективы для дальнейшего роста.

Первое и главное — это все вопросы, связанные с безопасностью. Ключевое условие стабильности таких систем, как железнодорожный транспорт, — это безопасность их работы и выполнение графика движения.

Второе — это, конечно, комфорт. Для пассажира именно этот критерий самый важный. Требования постоянно растут, сегодня они включают возможность обладать доступом в Интернет, оперативно обмениваться информацией — это уже норма жизни.

Третье направление — экология. Тут имеются в виду и эффективность самого потребления любого вида топлива или электрических ресурсов, и снижение выбросов, сокращение негативного воздействия на окружающую среду.

Я считаю, что эти три аспекта были, есть и будут ключевыми при разработке новой техники. И мы обязаны их выполнять, чтобы сохранять лидирующие позиции.

ОТ МОСКВЫ ДО САМЫХ ДО ОКРАИН

— Когда вы возглавили холдинг, очень много говорилось о необходимости географической диверсификации бизнеса. Каковы основные успехи ТМХ на экспортном направлении?

— О достижениях лучше всего говорят цифры. Выручка ТМХ от экспортной деятельности за прошлый год составила более 400 млн долларов. Это очень высокий показатель по сравнению с предыдущими периодами.

За последние три года объем экспортной деятельности ТМХ вырос в 10 раз! Это существенно превышает те целевые значения, которые были рекомендованы со стороны руководства государства. Мы в этом смысле являемся безусловными лидерами развития экспортного потенциала нашей страны.

Также важный момент: сотрудники Трансмашхолдинга осознают, что работают в корпорации, присутствующей на мировых рынках. И это, на мой взгляд, меняет их само­ощущение. Они понимают, что работают не только с Московским метрополитеном, но с метрополитенами всего мира.

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин знакомится с процессом сборки вагонов на Тверском вагоностроительном заводе, 2021 год

TASS_46945024_mk_L.jpg

— На протяжении нескольких лет Трансмашхолдинг внедряет «Бренд ДНК», и новая идеология высоко оценивается профессиональным сообществом. Насколько вы сами довольны результатами?

— По моему мнению, очень важно, что у нас появилось такое понятие, как «Бренд ДНК». Считаю, что оно помогает создать у всех участников отрасли — от рабочих и конструкторов до заказчиков — представление о нашей продукции как не только совершенной с технической точки зрения, но и красивой. Когда вы начинаете так мыслить, меняется отношение ко всему, что вы делаете. И это не просто вопрос цвета или формы — это вопрос эстетических ощущений от постоянного приложения ваших усилий на работе.

Чувства, которые человек испытывает, взаи­модействуя с результатами своего труда, на мой взгляд, являются определяющими. И если они позитивны, то подпитывают человека энергией. Вы получаете сотрудника, который с удовольствием идет на работу, чертит эскиз или изготавливает определенный узел и получает от этого эстетическое удовольствие — естественно, помимо денег, поощ­рений и карьерного роста. Если он подпитывается позитивной энергией, то он прое­цирует ее на свою работу.

Оборотная сторона этой медали — наши заказчики. Представьте себе руководителя абстрактного метрополитена. Если он реально доволен техникой, которую получил от нас, то, во‑первых, расскажет об этом всем с вероятностью в 100%. Во-вторых, закажет следующую партию. А в‑третьих, приезжая в любой другой город, неминуемо сравнит местное ­метро со своим и скажет коллегам: «У меня лучше и красивее». Так устроена человеческая психика.

Еще один аспект — потребители. Я неслучайно упомянул о том, что простые москвичи рассказывают мне о своих эстетических ощущениях от поездок в наших вагонах метро. Они не знают, какой там установлен тяговый привод или какие материалы использованы при изготовлении кузова. Но они точно знают, что испытывают положительные эмоции, когда едут в этом вагоне.

Поэтому я охотно поддержал внедрение «Бренда ДНК». Я не художник и не дизайнер, и у меня нет запросов на какие-то специ­фические формы или цвета нашей техники. Но совершенно точно у меня есть запрос на то, чтобы наши конструкторы, заказчики, потребители получали реальное наслаждение от создания и эксплуатации нашей техники.

Генеральный директор ТМХ Кирилл Липа на Международном железнодорожном салоне пространства 1520 «PRO//Движение.Экспо» проводит экскурсию по экспозиции холдинга для ВИП-делегации в составе генерального директора ОАО «РЖД» Олега Белозерова, первого заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Сергея Кобзева и заместителя генерального директора — начальника дирекции тяги ОАО «РЖД» Олега Валинского, 2021 год

DSC_9569_mk.jpg

ТРЕНДЫ БУДУЩЕГО

— Как, по вашему мнению, в течение следующего десятилетия будет меняться рельсовый транспорт? Вы упомянули о том, что будет развиваться электротяга. Какие еще тенденции считаете важными?

— Я вижу несколько перспективных тенденций. Если говорить о пассажирах, то первым критерием для них при выборе транспорта будет комфорт. Второй показатель — цена. Безусловно, одним из определяющих для них будет вопрос стоимости одной поездки. Отсюда и вывод о том, что переход от распределенной к локомотивной тяге обусловлен понятием цены. Пассажир получает комфорт и меньшую цену за поездку.

Далее, без всякого сомнения, — экологичность. Причем это будет социальное требование, распространяющееся не только на сам процесс эксплуатации подвижного состава, но и на его производство. Мы на каждой гайке будем писать, какое количество углекислого газа выброшено в атмосферу в процессе ее изготовления. К этому, судя по всему, все идет.

Безусловно, будет расти запрос на увеличение скоростей, соответственно, движение как на грузовом, так и на пассажирском транспорте станет более динамичным.

И последний аспект, наверное, предполагает очень активное развитие технологий в области информационного контроля и информационного обмена. Бизнес-процессы будут выстраиваться так, чтобы ничто и никогда не ускользало от внимания. Чтобы в любой момент времени можно было ответить на любой вопрос, связанный с эксплуатацией подвижного состава: где он и в каком состоянии находится.

Сегодня потребители с большим удовольствием используют приложения, которые в режиме онлайн позволяют получать самую разную информацию: расписание движения общественного транспорта, меню ресторана, количество сожженных калорий и прочее. Такие решения все больше проникают и на железнодорожный транспорт. И процесс обмена информационными потоками будет только нарастать: это касается фейс­контроля, обнаружения людей в транспорте, поиска преступников, исполнения масочного режима и так далее.

— Как руководитель компании и бизнесмен, какие задачи вы ставите перед ­Трансмашхолдингом на следующую пяти­летку, какие инвестиционные проекты предстоит реализовать?

— Первое. Совершенно очевидно, что холдинг должен выполнить утвержденные проекты развития. У нас есть программа технического перевооружения, и мы должны ее четко придерживаться.

Второе — создание центров компетенций. Это глобальный тренд, характерный для всего машиностроения на протяжении последних 20–30 лет. Такой проект реализуется и в нашей компании.

Третья задача, которую мы рассчитываем реа­лизовать, — это объединение компетенций в области производства нового подвижного состава и ремонта старого. Это не только вопрос организации производственного процесса, культуры производства, внедрения технологий, но и очень важный психологический аспект. В момент, когда новая продукция выходит за пределы завода, мы видим идеальную машину, она красивая, приятная в эмоциональном плане. Через 10 лет эксплуатации она вызы­вает уже иные чувства. И ты задумываешься о том, что и почему сделал неправильно. Новый подход, в моем понимании, должен стимулировать нас к тому, чтобы делать технику еще более качественной, надежной и эффективной. Я считаю этот проект крайне важным и надеюсь, что мои коллеги относятся к нему так же. Поэтому руководители всех наших дивизионов одновременно возглавляют и сервисные компании. Ведь просто продать технику — это одно. А продать и потом ее обслуживать всю оставшуюся жизнь — совершенно другое, во всех смыслах — и в эмоциональном, и в финансовом, и в производственном.

В будущем мы продолжим развивать нашу дивизиональную структуру. Будем стараться повышать международную активность и присутствие на глобальных рынках.

Презентация маневрового тепловоза ТЭМ23 в дизайне «Бренда ДНК» на Международном железнодорожном салоне пространства 1520 «PRO//Движение.Экспо», 2021 год

DSC_9711_L.jpg

ВСЕОБЩЕЕ ПРИЗНАНИЕ

Более 100 российских и международных наград удостоился холдинг и входящие в его состав предприятия за 20 лет. В частности, более 15 моделей в разные годы были отмечены дипломом Всероссийского конкурса программы «100 лучших товаров России». Вагоны ТМХ получали золотые и платиновые знаки качества XXI века конкурса «Всероссийская марка (III тысячелетие)». Холдинг многократно становился лауреатом конкурсов в области качества, импортозамещения и промышленного дизайна. А фирменный двухэтажный пассажирский поезд по маршруту Москва — Воронеж, состоящий из вагонов с местами для сидения модели 61-4492, занесен в Книгу рекордов России как первый «круглогодично действующий регулярный поезд дальнего следования с самым большим количеством пассажирских мест». И эти же двухэтажные вагоны стали призером Конкурса промышленного и графического дизайна Good Design Awards (США, Чикаго).