На площадке «Бежицкой стали» была проведена модернизация литейных производств
Сохранность водных ресурсов
Одновременно ТМХ стремится к минимизации воздействия на водные ресурсы. Для этих целей были реконструированы комплексы оборотного водоснабжения на «Бежицкой стали», «Пензадизельмаше» и Коломенском заводе. В результате перехода на замкнутую систему водооборота объемы потребленной воды были сокращены на 30–40%, производственных стоков – до 20%. Кроме того, были полностью прекращены сбросы в реку Десну. Планируется строительство новых очистных сооружений на НЭВЗе и «Метровагонмаше», в совокупности оба проекта оцениваются на уровне 1 млрд руб. После введения их в эксплуатацию на производственных площадках ожидается увеличение степеней очистки в два-три раза.
Другое важное направление – оптимизация гальванических производств, стоки которых считаются наиболее опасными на машиностроительных предприятиях. Используя преимущества единой структуры холдинга, в ТМХ выводят из эксплуатации некоторые гальванические участки, чтобы организовать централизованное производство на тех площадках, где есть возможность обеспечить наивысшее качество очистки. Для этого на предприятиях модернизируют системы очистки. В частности, на «Пензадизельмаше» установлена система обезвоживания гальванического шлама с пресс-фильтром площадью фильтрации 30 м2. Такой подход привел к сокращению более чем в 10 раз объема гальванического шлама и позволил исключить риски несанкционированного попадания в окружающую среду опасных жидких веществ.
Поезд – на рециклинг
Современный рельсовый подвижной состав экологичен не только в эксплуатации, но и при последующей утилизации. Последние тренды диктуют промышленным предприятиям активное использование переработанного сырья как в составе готовой продукции, так и при сопутствующих производственных процессах. Для железнодорожной индустрии такой подход уже стал реальностью. Например, сейчас поезд метро производства ТМХ на 85% поддается переработке. Даже контракты жизненного цикла компании предполагают не только сервис на протяжении всего срока службы, но и утилизацию отработавшей техники. Чтобы в дальнейшем упростить процесс подготовки к переработке, материалы и фурнитура компонентов новой техники маркируются с указанием типа пластмассы, содержания металлов и т.д. Также используются компоненты, которые легко отделить друг от друга и заменить.
Рециклингу в основном подвергаются отходы металлов, которые можно вернуть в литейное производство. В целом доля переработанного металла в корпусах вагонов, кондиционеров, электрических шкафов достигает 80% в зависимости от типа стали и ее назначения. В производстве отливок для двигателей и тормозных систем используется до 50% переработанного металлолома, в том числе рельсы и колесные пары.
Кроме того, на вторичное использование партнерам направляются древесные отходы, отходы шин, картона, бумаги, масел.
От сокращения CO2
к углеродной нейтральности
Перспективными для промышленных предприятий становятся меры по снижению углеродного следа производственных процессов и продукции. В том числе холдинг работает над обеспечением крупнейших предприятий зеленой электроэнергией через заключение свободных двухсторонних договоров между производителями энергии из возобновляемых источников и предприятиями. Выбросы парниковых газов, образующихся в результате деятельности предприятий холдинга, демонстрируют ежегодное снижение на 5%. В будущем полный переход на зеленую энергию может привести к их снижению до 50% от сегодняшнего уровня.
С принятием Федерального закона № 296 от 02.07.2021 года «Об ограничении выбросов парниковых газов» и утверждением Стратегии долгосрочного развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года появится новый инструментарий для достижения целей углеродной нейтральности России к 2060 году. ТМХ прорабатывает все предоставленные законодательством механизмы и возможности для достижения углеродной нейтральности предприятий.
"Техника железных дорог"