История Коломенского завода насчитывает почти 160 лет. Предприятие всегда занимало передовые позиции в машиностроении. В начале прошлого века Коломенский завод стал вторым после завода «Людвиг Нобель» дизелестроительным предприятием Российской империи. Сегодня Коломенский завод (входит в ТМХ) по праву считается флагманом дизелестроительной отрасли.
Первый одноцилиндровый дизельный двигатель мощностью 18 л.с. на заводе был построен в 1903 году, через год после покупки у немецкого инженера и изобретателя Рудольфа Дизеля патента за 50 тыс. руб. Дизели с маркировкой Коломенского завода в начале прошлого века можно было встретить на фабриках, холодильных складах, насосных станциях, хлопкоочистительных и маслобойных заводах, а также на силовых электростанциях и на электростанциях беспроволочного телеграфа. Коломенские двигатели также сменили паровые машины на Рублёвской водоподъёмной станции в Москве.
В 1907 году завод построил первый в мире речной буксирный теплоход «Коломенский дизель», позже получивший название «Мысль», с дизелем мощностью 300 л.с. Годом позже из стен завода вышел первый в мире морской теплоход – нефтеналивной танкер «Дело». Это стало возможным благодаря изобретённой главным инженером завода Раймондом Корейво муфте, которую назвали его именем. Собственно, благодаря муфте Корейво и реверсивному судовому дизелю появился новый тип судна – теплоход, который без пополнения запаса топлива мог преодолевать расстояния в три – пять раз большие, чем пароход. Первый зарубежный теплоход был построен только в 1911 году.
Впоследствии дизельный двигатель нашёл применение в локомотивостроении. Первый тепловоз на Коломенском заводе был построен в 1930 году. Это был тепловоз Оэл7 с электрической передачей и мощностью двигателя 600 л.с. Параллельно завод выпускал паровозы и судовые двигатели.
С началом Великой Отечественной войны тепловозостроение на заводе временно прекратилось. В 1956 году решением руководства СССР паровозы выпускать перестали. Коломенский завод получил задание перейти на тепловозостроение.
С 2005 года, когда Коломенский завод вошёл в состав Трансмашхолдинга, было сделано многое для развития и модернизации предприятия. В 2018 году началась реализация перспективного плана технического перевооружения. Была принята инвестиционная программа до 2022 года. В соответствии с программой были реконструированы цеха дизельного производства – машиносборочный и цех топливных систем, построен Инжиниринговый центр двигателестроения ТМХ.
Сегодня завод специализируется на изготовлении среднеоборотных двигателей для железнодорожного транспорта, судов и объектов малой и атомной энергетики. Предприятие также выпускает два востребованных на железных дорогах пассажирских локомотива – тепловозы ТЭП70БС и электровозы постоянного тока ЭП2К. Мощности завода позволяют производить 96 секций магистральных локомотивов, а также 517 двигателей в год. Реализация инвестпрограммы позволит увеличить производственную мощность предприятия по выпуску дизелей до 650 штук в год. В рамках Федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» впервые в России за последние 50 лет на заводе были изготовлены дизели новых типоразмерных рядов Д500 и Д300, диапазон мощности которых от 2650 кВт до 6500 кВт. Они уже прошли все этапы испытаний, и на их основе создаются новые модификации дизельных моторов, работающих в том числе и на альтернативных видах топлива.
Продолжается капитальное строительство станции для испытания дизелей, приобретено около 200 единиц высокотехнологичного металлообрабатывающего оборудования, обновлён парк грузоподъёмной техники, внедрены ресурсосберегающие технологии на объектах энергетического комплекса, прошла модернизация IT-систем.
За последние годы освоен ремонт локомотивов и дизелей. Организованы соответствующие участки, которые сейчас параллельно реконструируются, закупается новое оборудование, комплектуется штат специалистов. После реконструкции планируется ремонтировать до 110 секций тепловозов в год и до 500 дизелей в год.
Внедрена новая производственная система, в основе которой лежат принципы бережливого производства. Одним из важных её этапов стало создание эталонных потоков изготовления серийной продукции. Организованы эталонные линии на семи сборочных участках. К концу года планируется охватить ещё три. Нововведения коснулись и систем управления предприятием, документооборота и планирования.
Общий объём инвестиций с 2018 по 2022 год составляет около 10,8 млрд руб. В этом году планируемый объём инвестиций составит свыше 2,4 млрд руб.
Несмотря на экономические трудности и санкции, завод наращивает объёмы производства и продажи своей продукции. В этом году рост товарного выпуска относительно показателей 2021-го составит 71,7%. В рамках реализации программ по импортозамещению более чем вдвое увеличен сформированный на 2022 год портфель заказов локомотивных дизель-генераторов типа 18-9ДГ для магистральных грузовых тепловозов 2ТЭ25Км Брянского машиностроительного завода. Производство этих двигателей практически не зависит от импортных комплектующих.
Игнат Вьюгин "Гудок"