История завода берёт начало в 1895 году. Тогда предприниматель и меценат Савва Мамонтов, дворянин Константин Арцыбушев и гражданин Северо-Американских Штатов инженер Александр Барри представили в Министерство финансов России проект «Московское акционерное общество вагоностроительного завода». В январе 1896 года Комитет министров разрешил «учреждение означенной компании», а её устав утвердил император Николай II.
Предприятие открылось в 1897 году в подмосковных Мытищах и специализировалось на изготовлении железнодорожного подвижного состава и запчастей. Первой его продукцией стали вагоны для Северной железной дороги. Завод развивался, и уже через шесть лет из его стен начали выходить трамвайные вагоны и снегоочистители для Москвы. Тогда среди машиностроительных заводов страны Мытищинский занимал второе место по выпуску продукции. До начала Первой мировой войны завод по заказу военного ведомства начал изготавливать полевые вагоны и платформы для перевозки военной техники. После окончания Первой мировой и Гражданской войн было необходимо восстанавливать народное хозяйство. В 1920 году завод включили в ударную группу крупнейших предприятий Москвы и Подмосковья, которые должны были выполнять наиболее важные работы по восстановлению транспорта.
Переломным периодом в работе завода стала середина 1920-х годов: его специализация как вагоностроительного предприятия начала восстанавливаться, сократилось производство сельхозмашин. В 1926 году был разработан проект первого в стране 19-метрового металлического вагона для электрифицированной железной дороги. Первая в СССР такая линия Баку – Сабунчи – Сураханы была открыта 6 июля 1926 года. С этого момента на заводе началось массовое производство новых типов вагонов. В 1929 году предприятие изготовило первые пассажирские электропоезда для России. Осенью 1930 года началась реконструкция, был создан электросварочный цех, цех по ремонту оборудования, завод перевели на поточную систему сборки трамвайных и пригородных вагонов, внедрили штамповку. В 1933 году руководство завода издало приказ о начале работ по метровагонам. В январе 1935-го завод выпустил первые 40 таких вагонов. Впервые в практике отечественного вагоностроения они были цельнометаллическими, сварной конструкции. Более того, рабочие освоили производство роликовых букс, которые прежде приходилось закупать за границей. Вагоны 1934–1939 годов выпуска перевозили пассажиров Московского метрополитена почти 40 лет.
В 1939 году началось серийное производство трамваев для Москвы, в мае 1940-го был налажен серийный выпуск двухосных 20-тонных платформ и контейнеров. Завод набирал темпы, но планы по мирному развитию нарушила Великая Отечественная война. После её начала предприятие перешло на выпуск военной продукции – гусеничных шасси, корпусов и деталей для снарядов. За образцовое выполнение заданий для фронта завод был награждён орденом Отечественной войны I степени.
В начале 1946 года было принято решение о возобновлении производства вагонов для метро. В 70-е годы были разработаны и произведены принципиально новые вагоны – головные и промежуточные, что позволило на 10% увеличить провозную способность поезда и усилить мощность тяговых двигателей. В 1993 году завод продемонстрировал новую модель метровагона «Яуза». В 2001 году на «Метровагонмаше» появилось производство, выпускающее вагоны метро новых модификаций и рельсовые автобусы. С того времени из стен завода вышли такие поезда для метро, как «Русич», «Ока», «Москва», «Москва-2020». Важное направление работы завода – изготовление рельсовых автобусов. В 2019 году «Метровагонмаш» ввёл в эксплуатацию РА3 «Орлан».
За последние несколько лет завод совершил значительный скачок по основным показателям производства. До 2017 года его максимальный объём составлял 325 вагонов метро в год, а с 2017 по 2019 год, после постановки на серийное производство вагонов «Москва», предприятие в два раза увеличило выпуск продукции.
Завод активно применяет инструменты и методы бережливого производства. В ноябре прошлого года «Метровагонмаш» был удостоен диплома лауреата премии Правительства РФ за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, а также за внедрение высокоэффективных методов менеджмента качества.
Игнат Вьюгин. "Гудок"