Разработка и производство подвижного состава для
железнодорожного и городского рельсового транспорта
Медиа/Репортажи/20 лет ТМХ: от кризиса к «Индустрии 4.0»
20 лет ТМХ: от кризиса к «Индустрии 4.0»
22 февраля 2022
В 2002 году, когда отечественное железнодорожное машиностроение вплотную подошло к критической черте, за которой отрасль уже утрачивала возможность разрабатывать и производить современную технику, было зарегистрировано ЗАО «Трансмашхолдинг».
За прошедшие годы его руководству удалось объединить в единую структуру ведущие предприятия по выпуску подвижного состава и компонентов – всего в составе холдинга более полутора десятков производственных и сборочных площадок в России и мире. К своему 20-летнему юбилею компания подходит в статусе одного из мировых лидеров железнодорожного машиностроения, сумевшего обеспечить страну самой передовой рельсовой техникой и занять уверенные позиции на зарубежных рынках.
Основа устойчивости отрасли
Сегодня АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) по целому ряду позиций является крупнейшим поставщиком подвижного состава для железнодорожной отрасли в России: в 2021 году компанией было выпущено 100% пассажирских вагонов локомотивной тяги, вагонов метро и магистральных тепловозов в стране, почти 70% моторвагонного подвижного состава, 83% маневровых тепловозов и 69% магистральных электровозов. Однако 20 лет назад большинство заводов, нынешних флагманов холдинга, находилось в состоянии банкротства, для отрасли остро стоял вопрос о закупках подвижного состава за рубежом. В первые годы существования ТМХ предстояло заново выстроить структуру, переоснастить производство и обучить персонал, разработать новые конкурентоспособные образцы техники, опираясь на потребности российских железных дорог и передовой мировой опыт.
Стратегия формирования холдинга путем приобретения предприятий, закрывающих интересы разных сфер производства железнодорожной техники, позволила развиваться за счет синергии и использования близких компетенций внутри его периметра.
В 2007 году акционером компании стало ОАО «РЖД», а в 2008-м оформилось сотрудничество с ведущим мировым производителем железнодорожного подвижного состава – французской компанией Alstom. Это открыло доступ к современным технологиям машиностроения. Впоследствии, в 2015 году, ОАО «РЖД» вышло из числа акционеров, ведь цель создания надежной си- стемы отечественного железнодорожного машиностроения в стране была достигнута – отрасль гарантированно будет обеспечена современной техникой и оборудованием.
На предприятиях ТМХ в настоящее время трудится более 40 тыс. человек, еще 60 тыс. – в компании «ЛокоТех», которая занимается обслуживанием и ремонтом локомотивов. И этот этот высококвалифицированный персонал – основа потенциала России в области транспортного машиностроения. За последние 9 лет холдинг закупил у предприятий-поставщиков материалы, комплектующие и услуги на сумму почти 1 трлн руб. У малых и средних предприятий закупается свыше 30% материалов, комплектующих и услуг, что вносит свой вклад в развитие экономики страны.
Укрепив положение внутри страны, ТМХ стал рассматривать возможности экспансии на мировой рынок. У холдинга есть зарубежные производственные и сервисные площадки в Аргентине, Венгрии, Германии, Египте, Казахстане и ЮАР. В течение последних нескольких лет компания поставляла железнодорожную технику и подвижной состав для метро в Азербайджан, Беларусь, Египет, Казахстан, Монголию, Таджикистан и Узбекистан. В целом ТМХ реализовывал проекты в более чем 30 странах. В январе 2022 года стало известно, что он стал победителем тендера в Аргентине, куда поставит 560 вагонов электропоезда на базе платформы «Иволга» на 864 млн долл. И это не самый крупный контракт в экс- портном портфеле холдинга – поставка 1 300 пассажирских вагонов в Египет оценивается более чем в 1 млрд евро. В практическую плоскость перешел и еще один крупный проект по обслуживанию электропоездов в Германии для оператора Go Ahead Bavaria, для чего в баварском муниципалитете Лангвайд было построено собственное депо, которое обслуживает электропоезда. Договор, заключенный 1 декабря 2020 года, рассчитан на 12 лет. Стоимость контракта составила 250 млн евро.
На экспортные контракты в 2020 году пришлось около 10% всей выручки ТМХ.
Этот сайт использует файлы cookies для сбора и хранения данных. Продолжая использовать этот сайт, Вы даете согласие на работу с этими файлами. Вы всегда можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.