Промышленный дизайн в «ТМХ»: гармонизация инжиниринга, маркетинга и производства

2 декабря 2021

В последние годы продукция АО «Трансмашхолдинг» («ТМХ») была неоднократно отмечена призами международных конкурсов в области дизайна. О роли дизайн-решений в создании нового подвижного состава в интервью журналу «ЖДМ» рассказал шеф-дизайнер компании «ТМХ» Евгений Георгиевич Маслов.

— Евгений Георгиевич, в 2019 г. совместно с европейской дизайн-студией Italdesign была разработана концепция бренда ДНК вашей компании. Какие цели преследовала «ТМХ»?

— Бренд ДНК — это действенный инструмент в деятельности современных предприятий, особенно занятых производством различной техники, например автомобилей или потребительской электроники. Разработка и внедрение собственного бренда ДНК является определенной вехой в процессе становления компании: на определенном этапе развития недостаточно выпускать просто качественную продукцию, компании становится важно, чтобы вся ее продукция обладала характерными, легко узнаваемыми чертами — особым силуэтом, цветовой гаммой, графическими элементами или пропорциями. Набор таких элементов может вызывать ассоциацию со страной производства, уровнем качества продукции и услуг и т. п. Локомотив, вагон трамвая или поезд метро — на всех этих транспортных средствах теперь стоит своеобразная «подпись» изготовителя.

Бренд ДНК «ТМХ» разрабатывался совместно со студией Italdesign, перед которой стояла непростая задача сформировать базовые принципы узнаваемости продуктов компании, располагающей большим портфолио в различных областях. Эти базовые принципы холдинг продолжает развивать в рамках своей дизайн-стратегии.

11.jpg


— Цель железнодорожного оператора — перевезти больше пассажиров с минимальными затратами, удовлетворив при этом требования пассажиров к комфорту. В какой мере новые дизайнерские решения способствуют достижению этой цели?

— В современном мире любой технический объект является лишь звеном в цепочке сервисов. Поэтому вопрос я бы сформулировал иначе. Человеко-ориентированный инжиниринг (и дизайн) подразумевает в качестве отправной точки потребности пассажира и сегодня, и в будущем. Важно понять эти потребности, а уже затем определить, каким образом компания-оператор с минимальными затратами может их обеспечить и получить прибыль. Причем проектирование, производство и затем эксплуатация подвижного состава — это длительные процессы, а потому надо найти такие дизайнерские решения, которые будут соответствовать запросам пассажиров и в будущем. Важно также учитывать изменение запросов пассажиров разного возраста и разных социальных групп в русле стремительного развития технологий. Вместе с тем существуют базовые требования — комфорт, безопасность и эстетика. Только с учетом всех перечисленных аспектов можно начинать разработку нового дизайн-проекта. Комфорт имеет первоочередное значение, причем речь идет о комфорте для пассажира будущего, понять потребности которого нельзя без изучения технологических инноваций. Отмечу также, что стремление к повышению уровня комфорта стимулирует создание новых технических решений.

Таким образом, во главу угла ставятся пожелания пассажира и заказчика, а потом изыскиваются возможности их удовлетворить. Именно этим принципом руководствуются, например, успешные стартапы.

— Дизайнер для инженера или инженер для дизайнера? Как соотносятся дизайнерские решения, стоимость конечного продукта и эксплуатационные расходы? На первый взгляд некоторые дизайнерские проекты, такие как капсульный вагон, могут создавать неудобства при эксплуатации, например, в отношении уборки.

— То, что сегодня привносится в «ТМХ» в области дизайна, — это настоящее и будущее всей железнодорожной индустрии и общемировые тренды. В нашей стране исторически сложилось так, что инженер отвечал не только за технические решения, но и за вопросы эргономики, а дизайнер — за то, чтобы сделать красиво. Сейчас ситуация меняется. Дизайнер должен мыслить глобально и системно, с самого начала учитывая в своих проектах не только элементы эстетики и удобства пользования, но также возможности технической реализации и экономику. В свою очередь, меняется и роль инженера, который все в большей мере вбирает в себя дисциплины, характерные для дизайнера в классическом понимании, обращается к решениям из других сфер, вдохновляется природой, иными механическими или кинематическими принципами и в итоге выдает изобретение.

33.jpg

Интерьер электропоезда «Иволга 3.0»

И здесь мы подходим к роли дизайна в «ТМХ». Для меня дизайн — это очень важная дисциплина, которая гармонизирует инжиниринг, маркетинг и производство. Иными словами, дизайнеры не позволяют инженерам создавать что‑то, не учитывающее потребности человека, маркетологам — слишком увлекаться вопросами прибыли и устоявшимися трендами, а производству — замыкаться на привычных технологиях, оставаясь на обочине прогресса. Задача дизайн-подразделения в «ТМХ», на мой взгляд, — гармонизация деятельности всех причастных подразделений компании и создание для них единого языка общения.

Вопросы эксплуатации и обслуживания очень важны для оператора перевозок — нашего заказчика. При подготовке проекта дизайнеры с самого начала прорабатывают вопросы удобства обслуживания и минимизации расходов на него. В целом ориентированность на человека и его удобства закладывается в нулевую фазу работы дизайнера. Так, когда дизайнер проектирует полку в пассажирском вагоне, он сразу продумывает, насколько удобно ею будет пользоваться, что произойдет при резком торможении, как выполнять уборку или демонтировать панель, примыкающую к этой полке. Эмпатическое понимание самых разных людей, которые будут взаимодействовать с объектом проектирования, — очень важный навык современного дизайнера. Кроме того, дизайнер должен продумать, как будет выглядеть объект через 10 – 15 лет и как можно будет ликвидировать локальный дефект, не демонтируя какой‑либо элемент целиком. Дизайнеру необходимо не просто думать о людях, которые будут взаимодействовать с объектом, но буквально понимать их потребности и уважать их. Этот настрой дизайнера легко просматривается в готовом продукте. Например, машинист кладет руку на пульт управления и его палец оказывается около нужной кнопки. Работник сервисной службы откручивает панель блока, и она не падает, а аккуратно отклоняется. В результате дизайнер становится ответственным не только за безопасность и комфорт, но и в конечном итоге — за хорошее настроение и мотивацию работников.

— Вы упомянули, что дизайнер должен понимать, как будет выглядеть спроектированный объект через 10 – 15 лет. Срок службы пассажирского вагона может составлять 40 лет. В какой мере современные вагоны «ТМХ» готовы к быстрой модификации и модернизации при изменении потребностей оператора и пассажиров? Например, к изменению компоновки салона?

— В условиях стремительного технологического развития трудно даже представить, каковы будут требования пользователей к комплектации объекта в будущем. Сегодня мы ставим USB-порты или светодиодные лампы, а через несколько лет все может измениться и потребуются совсем другие устройства. Единственным выходом становится платформенный подход, который подразумевает возможность очень гибкого видоизменения объекта — вагона или иного подвижного состава. Например, по такому принципу сконструирован представленный на недавней выставке «PRO//Движение.Экспо» маневровый локомотив ТЭМ23. С течением времени или под конкретную задачу в нем можно заменить большинство блоков. Здесь уместна аналогия с конструктором лего — в зависимости от текущей задачи можно формировать технические опции тепловоза или интерьер пассажирского вагона. Платформенный подход предполагает создание объектов, базовая часть которых рассчитана на долгий срок службы, а отдельные компоненты легко и быстро модифицируются под изменяющиеся условия эксплуатации или в соответствии с требованиями времени. Точно так же платформенный подход позволяет без дополнительных затрат адаптировать объект под потребности разных рынков и разных операторов, причем изменения могут затрагивать, например, маску головной части поезда или входную группу, т. е. более существенные элементы, а не только компоновку салона или цветовое решение.

44.jpg

Модульный маневровый локомотив ТЭМ23

В «ТМХ» такой подход широко применяется при создании поездов метро в соответствии с требованиями заказчика и условиями эксплуатации. Это, например, число и расположение мест для сидения, обустройство специальных зон для размещения велосипедов, людей с ограниченными физическими возможностями и т. п. Несмотря на т. что поезда метро «Москва-2020» созданы по заказу и специально для столицы, с течением времени они тоже будут преображаться. Эволюционные или революционные изменения происходят в поездах следующих поколений, и эти процессы определяет заказчик — Московский метрополитен.

55.jpg

Интерьер метропоезда «Москва-2020»

— Должна ли производственная компания сама стимулировать спрос на инновационную продукцию, которую отличают новые возможности или более высокий уровень комфорта? В качестве примера можно назвать облегченные конструкции из перспективных материалов (таких как углепластик), позволяющие снизить массу поезда.

— Новые высокотехнологичные материалы — ключ к новым технологическим и дизайнерским решениям. Применение облегченных материалов, безусловно, позволяет экономить энергию, снижать износ ходовой части и рельсов. Углепластик и другие композитные материалы открывают широчайшие возможности, и дизайнеры очень ждут появления прорывных технологий в этой сфере. Появилась бы возможность изготавливать несущий каркас из стали, а облицовочные панели из композитных материалов.

— Концепт двухэтажного электропоезда AIRSCP, разработанный в рамках партнерства «ТМХ» с национальным центром промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ, удостоился престижной премии Red Dot Design Award в номинации Design Concept. Как вы видите будущее этого концепта?

— Дизайн-концепт — это то, каки­ми дизайнеры хотели бы видеть не только будущие продукты, но и ощущения пассажиров. Поезд AIRSCP не пойдет в производство, а иллюстрирует, как перспективные технологии и материалы могут реализовать пожелания и мечты пассажиров. В концепте заложена идея максимально увеличить области контролируемой прозрачности внешней поверхности поезда. Как это будет реализовано — вопрос технологий и будущего производства. Вторая идея — это уход от классической конструкции вагона с рамой, несущими элементами каркаса кузова и его обшивкой.

77.jpg

Для дизайнеров концепт двухэтажного поезда AIRSCP стал иллюстрацией направления творческой мысли

Концепт отражает видение дизайнерами возможностей применения новых материалов и конструктивных решений. В будущем мы уже не будем привязаны к параллельно-перпендикулярному конструктиву. Проектирование будет отталкиваться прежде всего не от того, что способно сделать производство, а от потребностей пассажира. В носовой части поезда на верхнем уровне расположены места с широким обзором, где у пассажиров появляется ощущение полета. Для дизайнеров поезд AIRSCP стал иллюстрацией направления движения творческой мысли и будет вдохновлять их при работе над новыми проектами.

— Применяют ли в «ТМХ» при разработке и демонстрации дизайн-проектов современные инструменты, такие как виртуальная реальность?

— Средства виртуальной реальности — это прекрасный инструмент ускорения этапа проектирования, расширивший возможности дизайнеров и конструкторов, позволивший значительно сократить затраты времени и ресурсов на подготовку проектов. В прежние времена для оценки удобства пользования изделием приходилось создавать макеты нескольких вариантов. Сейчас на втором и третьем этапах разработки дизайн-проектов, когда видны детали, используются VR-технологии. Особенно это удобно в случае такого крупного объекта, как поезд, который невозможно отобразить в натуральную величину, чтобы понять пропорции и детали. Применение VR при проектировании таких крупных объектов, как железнодорожный подвижной состав, позволяет проверить правильность дизайн-решений как в деталях, так и в пропорциях. На экране увидеть это невозможно. Для инженеров создание цифрового двойника уже на этапе проектирования позволяет эмулировать т. или иные процессы и видеть их достоинства и недостатки. Кроме того, технология VR очень полезна при проектировании интерфейсов, например пульта управления машиниста, информационного табло в пассажирским вагоне, позволяя моделировать действия различных групп пользователей — от пассажиров до сервисных работников.

Новые технологии стремительно дешевеют, и теперь VR становится доступной даже для небольших групп дизайнеров, которые используют такие технологии как в рабочем процессе, так и для промежуточных презентаций или при представлении результатов заказчику.

— Расскажите о сотрудничестве с дизайн-студией 2050.ЛАБ и ее роли в создании новых продуктов «ТМХ».

— Национальный центр промыш­лен­ного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ, который разработал концепт AIRSCP, является ведущим дизайн-партнером «ТМХ» и выполняет для компании проекты, связанные с промышленным дизайном. 2050.ЛАБ тесно сотрудничает с компанией «ТМХ Инжиниринг», отвечающей за исследования и разработки в «ТМХ». Все новые дизайн-продукты «ТМХ», в том числе концепт капсульного вагона, показанный на выставке в Щербинке, стали результатом объединенных усилий «ТМХ Инжиниринг» и 2050.ЛАБ. Компетенции 2050.ЛАБ гораздо шире, чем просто транспортный дизайн, — это и дизайн-студия, и инновационный центр, который играет одну из ведущих ролей при проектировании различных объектов, поэтому наше сотрудничество очень плотное и основано на полном доверии.

— В заключение короткий вопрос. Как цветовые решения бренда ДНК будут сочетаться с палитрой фирменных цветов и фирменным стилем оператора? Например, используемые в вашей цветовой гамме черный и белый цвета.

— Черный и белый цвета в концепции нашего бренда ДНК подчеркивают только принципы формообразования, базовые элементы — гексагон и замыкающие серебряные крылья. Цветовая палитра у нас гораздо шире и включает в том числе наши фирменные синий и голубой цвета. В качестве примеров можно упомянуть цветовые решения уже представленных концептов плацкартного вагона габарита Т и капсульного вагона, где нашли отражение фирменные цвета «ТМХ» и ОАО «РЖД». Бренд ДНК — это гибкая эстетическая платформа, так же как существует технологическая платформа, о которой мы говорили ранее. Независимо от цветовой гаммы наши базовые элементы присутствуют во всех моделях вместе со стилевыми элементами компании-оператора. Иными словами, платформу бренда ДНК легко адаптировать для конкретного рынка. Изначально любой наш новый продукт создается в тесном сотрудничестве с компанией-оператором. Например, Департамент транспорта Москвы включается в работу уже на этапе формирования внешнего облика поезда. В результате получается гармоничное сочетание элементов бренда ДНК «ТМХ» и эстетических принципов оператора. Здесь не возникает противоречия. Даже если заказчик стремится создать нечто очень оригинальное не только по цветовой гамме, но и по формообразованию, дизайнеры «ТМХ» находят решение благодаря гибкости инструментария бренда ДНК.

— Большое спасибо за интересный и содержательный разговор.

Это интервью опубликовано в журнале «Железные дороги мира», 2021, № 12.