Отходы у компаний из разных отраслей промышленности во многом схожи, но есть и определенная специфика. «Трансмашхолдинг» – компания № 1 в России и СНГ по выпуску всей линейки локомотивов, практически всех пассажирских вагонов, почти 100% поездов метро, а также производитель грузовых спецвагонов, различных видов двигателей и проч. Мы чисто российский производитель, производитель полного цикла продукции, наши предприятия достаточно разнообразные. Но «Трансмашхолдинг» присутствует не только в России, производства у нас есть в Венгрии, Казахстане, производственные сервисные площадки – в Аргентине, ЮАР и Египте, всего 25 промышленных площадок в России и зарубежных странах и более 100 сервисных локомотивных депо на этих территориях. В 30 стран осуществляются поставки компонентов, поставки техники. Поскольку мы уже в том числе на рынке Европейского союза, то там от потребителей, заказчиков и местных регуляторов мы получаем дополнительные экологические требования и стараемся им соответствовать, тем более что рынок очень высококонкурентный и конкуренция идет в основном с европейскими и американскими производителями.
11 базовых предприятий «Трансмашхолдинга» находятся в Российской Федерации. Мы работаем над единой экологической политикой АО «Трансмашхолдинг», которая распространяется на все компании, все они должны соответствовать единым корпоративным стандартам, отвечающим рыночным требованиям, в том числе зарубежным. Основная работа строится в рамках достижения двуединой цели: это повышение энергоэффективности с одновременным снижением воздействия на окружающую среду.
Программы реализуются по традиционным направлениям: вода, отходы, воздух, здесь сложно что-то другое придумать. Обязательное условие – использование наилучших доступных технологий (НДТ) и получение положительного экологического эффекта от всех производственных нововведений.
Снижение воздействия на водные ресурсы. За счет реконструкции комплексов оборота водоснабжения замкнутого цикла с системами очистки мы уже добиваемся снижения потребления объемов воды до 40%. Модернизация остающихся очистных сооружений (включая ливневые стоки) дает увеличение степени очистки в 2 раза – на «Метровагонмаше» и Новочеркасском электровозостроительном заводе сейчас реализуются две такие программы в общей сложности на 1 млрд руб.
По отходам производства особенный фокус мы делаем на оптимизацию гальванических производств. По информационно-техническому справочнику НДТ в машиностроении это самые опасные производства, [самые токсичные] производственные стоки. Здесь, используя преимущества холдинга, либо выводим из эксплуатации [некоторые] гальванические участки (они уже закрыты, например, в Мытищах и Брянске) и переносим процессы централизованно на предприятия, где возможно обеспечить наивысшее качество очистки, либо модернизируем системы очистки гальванических стоков. В частности, второе направление – это использование систем пресс-фильтров для работы с гальваническим шламом, который уменьшает количество отходов в 10 раз.
Вторичное использование отходов. Все, что можно использовать повторно, передается компаниям-партнерам. Это шины, масла, картон и т. д. Остановлюсь отдельно на использовании металлолома, которого, конечно, у нас достаточно большой объем. У нас есть свои литейные производства и т. п., в отливках для двигателей и в тормозных системах до 50% составляет переработанный металлолом (практически все, что допускается применять нашими технологиями). И до 80% от всего используемого металла составляет лом в корпусах вагонов, кондиционеров, электрических шкафов и др.
В настоящее время доля утилизации, которая закладывается при проектировании и производстве современных поездов, доходит до 98%. Поскольку «Трансмашхолдинг» в том числе является оператором в процессе всего жизненного цикла продукции, то вагон может быть переработан до 98%, этому способствуют специальные маркировки с указанием типа пластика, пластмасс и т. д., это закладывается уже на этапе проектирования.
И про атмосферный воздух. «Трансмашхолдинг» провел реконструкцию литейных производств – переход на современные печи и уменьшение выбросов оксидов азота и других загрязняющих веществ, отказ от использования нефтепродуктов, ликвидация складов ГСМ и перевод транспорта для перемещения вагонов, складской логистики на электричество. И также использование абсорбционно-биохимических установок очистки вентиляционного воздуха от вредных органических веществ, трансформация систем отопления и вентиляции.
Отмечу нашу новую технику. Это фактически новые решения для «Российских железных дорог» (РЖД) и новый рыночный сегмент. Контактно-аккумуляторный электровоз ЭМКА2 с возможностью работать и вне контактной сети и поезд с силовой водородной установкой – до 2024 г. в сотрудничестве с «Росатомом», правительством Сахалинской области должно быть создано семь поездов, и они должны быть допущены к эксплуатации в РЖД.
Ведомости