К Всемирному дню стандартов Руководитель управления организации испытательной деятельности и стандартизации АО «Трансмашхолдинг» Евгений Козаченко специально для НП «ОПЖТ» рассказал о работе компании в области стандартизации.
Трансмашхолдинг (ТМХ) – крупнейший производитель подвижного состава в России, который выпускает большое количество наименований железнодорожной продукций. Это требует серьезной работы и в области стандартизации. Как в Холдинге выстроена эта работа?
ТМХ – активный участников всех процессов по стандартизации в области железнодорожного машиностроения.
На базе трех наших заводов работают подкомитеты по стандартизации: по локомотивам – на базе «ТМХ Инжиниринг», по пассажирским вагонам – на базе Тверского вагоностроительного завода, по подвижному составу метрополитена – на базе «Метровагонмаш» (ТК 150). Кроме того, технический директор ТМХ Михаил Рожков является заместителем Председателя ТК045 «Железнодорожный транспорт» под председательством Валентина Гапановича и заместителем Председателя ТК150 «Метрополитены» под председательством Виктора Козловского.
Мы участвуем во всех заседаниях технических комитетов по стандартизации № 045 «Железнодорожный транспорт» (ТК045) и № 150 «Метрополитены» (ТК150), комитетов НП «ОПЖТ», изучаем все разрабатываемые проекты стандартов в рамках ТК045 и ТК150, а также смежных технических комитетов, разрабатываем и финансируем разработку стандартов. В этой области мы тесно сотрудничаем с НП «ОПЖТ».
Работа со стандартами ведется в холдинге на высоком уровне. Помимо тех стандартов, которые относятся к национальным и межгосударственным, у нас на каждом заводе также есть стандарты предприятий, которые обеспечивают и системы менеджмента качества, и функционирование всех процессов на производстве. Особо мы выделяем те стандарты, которые относятся к техническим решениям, продукции.
Кроме того, мы прошли сертификацию IRIS, практически все наши заводы получили сертификат соответствия.
Предприятия ТМХ производят магистральные и промышленные электровозы, магистральные и маневровые тепловозы, грузовые и пассажирские вагоны, вагоны метро, электропоезда, дизель-поезда и рельсовые автобусы, литьё, тепловозные и судовые дизели, дизель-генераторы, комплектующие для железнодорожного подвижного состава и городского рельсового транспорта, а также осуществляют ремонт и сервисное обслуживание ранее выпущенной продукции. Поэтому для ТМХ актуальны все разрабатываемые стандарты, в которые вносятся изменения, а также пересматриваемые стандарты, устанавливающие общие требования к выпускаемой продукции и комплектующим изделиям; требования безопасности и методы контроля.
А кто обычно является разработчиком таких стандартов? Участвует ли ТМХ в их финансировании?
– Мы сотрудничаем в области стандартизации, разработки стандартов со многими уважаемые организациями в области железнодорожного транспорта – РУТ МИИТ, ВНИИЖТ, ВНИКТИ.
Ежегодно ТМХ финансирует порядка 10-15 стандартов. Мы участвуем в финансировании стандартов либо через НП «ОПЖТ» путем целевых взносов на стандартизацию, либо напрямую сотрудничаем с организациями-разработчиками. Также значительные средства на стандартизацию выделяет один из наших крупнейших заказчиков – ОАО «РЖД».
Кроме того, мы частично финансируем стандарты и по комплектующим изделиям. Многие мелкие производители комплектующих не видят преимуществ стандартизации требований к своей продукций, методов испытаний, либо не могут их финансово осилить.
Все финансовые расходы по стандартизации, как правило, на себя берет крупный бизнес. И хотя, в целом, по закону о стандартизации все стандарты добровольные, одна из тем – «методы испытаний» – является обязательной. Здесь могла бы помочь финансовая поддержка от государства.
Какие задачи в области стандартизации в нашей отрасли кажутся вам наиболее актуальными на сегодняшний день?
Сейчас основные задачи в области стандартизации следующие:
– Формирование единой нормативной базы на пространстве ЕАЭС.
– Внедрение на производстве новых технологий и передача рынку инновационного подвижного состава без угрозы безопасности жизни и здоровья людей.
–Установление четких требований и нормативных значений для проектирования, производства и испытаний продукции на всем пространстве ЕАЭС.
Кроме того, считаем нужным обратить внимание разработчиков стандартов на важную составляющую: все включаемые требования необходимо закрывать методами испытаний и другими видами подтверждения (расчетами, экспертизой документации), а также установление нормативных значений на основании подтвержденных данных. Большинство из этих стандартов являются поддерживающими стандартами для выполнения требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава», и, следовательно, применяются при обязательном подтверждении соответствия выпускаемой продукции и покупных комплектующих изделий.
Также актуальным является вопрос по переводу отраслевого стандарта (ОСТ) в другие документы по стандартизации ввиду того, что с 2025 года ссылки на ОСТ в документации не должны применяться.
А какие сложности есть сейчас в области разработки стандартов?
– Наиболее сложная часть в сфере разработки стандартов – это сроки. Процесс разработки стандартов очень длительный, может идти примерно год, а межгосударственные стандарты значительно дольше. Конечно, хотелось бы, чтобы эти процедуры ускорились, и можно было бы оперативно вносить изменения в стандарты. Ведь прогресс не стоит на месте. Выручает такой механизм, как предварительный национальный стандарт (ПНСТ), срок действия которого ограничен. Разработка, утверждение и введение в действие ПНСТ происходит быстрее, т.к. не нужно добиваться консенсуса между участниками.
На этой неделе будет профессиональный праздник – Международный день стандартов. Что бы вы пожелали своим коллегам?
– Хотелось бы, чтобы все участники машиностроительного комплекса понимали роль стандартизации, не считали ее второстепенной. Она так же важна, как служба качества и метрология. Стандартизация в ТМХ – это один из столпов обеспечения качества. Не зря в нашей компании стандартизация включена в службу качества предприятия.
Стандарты укрепляют доверие людей к выпускаемой продукции. Нет ни одной области жизнедеятельности, где бы государством и обществом не были востребованы стандарты. Они совершенствуют производство, создают комфортную, безопасную и доступную среду, способствуют всестороннему развитию общества. На железнодорожном транспорте, который является «локомотивом» экономики любой из развитых стран, это особенно важно. В настоящее время специалисты по стандартизации – это большая ценность для предприятий.
Сейчас эта профессия не столь популярна, а хотелось бы привлекать молодежь к этой работе.
Также хочется пожелать всем успехов в работе и здоровья в этот сложный пандемийный период. Здорово, что сейчас есть возможность проводить совещания, встречи, заседания с помощью видеоконференцсвязи.