Московская транспортная система растет рекордными темпами. Каждый год в столице строятся новые линии метро — в общей сложности за последние десять лет подземку в шаговой доступности получили не менее 4 миллионов москвичей. Появилось и «наземное метро» — Московское центральное кольцо (МЦК) и Московские центральные диаметры (МЦД), соединившие разные районы города, а также пригород.
Однако это не только количественный, но и качественный рост: с каждым годом все больше столичных жителей пересаживается с личных автомобилей на метро и городские электропоезда. Во многом это заслуга новых вагонов метро «Москва-2020» и электропоездов «Иволга», произведенных на заводах «Трансмашхолдинга».
После объявления победителя в категории «Поезда и самолеты» только ленивый не написал, что теперь у москвичей есть не только самое красивое в мире метро, но и самый красивый в мире метропоезд, созданный совместно с ведущей итальянской студией дизайна Italdesign — той самой, которая сотрудничает, например, с Lamborghini и другими мировыми брендами. Однако дело здесь не столько в красоте (хотя выглядит поезд, безусловно, очень эффектно), сколько в соответствии внешнего вида высоким стандартам безопасности и комфорта пассажиров. Составы оснащены интерактивными экранами, системой обеззараживания воздуха, а на восемь вагонов приходятся 368 USB-розеток для зарядки гаджетов. Кроме того, новые составы на 15% тише предшественников, а расширенные дверные проемы и межвагонные переходы делают поездки более комфортными в час пик.
Над созданием поезда работала большая команда, в том числе промышленных дизайнеров, чья задача — совместить эстетику и функциональность, пожелания пассажира и требования заказчика. Разработчики всегда учитывают обратную связь от пассажиров — в частности, именно москвичи выбрали дизайн маски поезда «Москва-2020» — округлой формы с удлиненными фарами.
Зачем Москве столь высокие темпы развития транспортной сети
Если в советские годы в столице метро в основном росло вслед за городом, то сегодня московский транспортный комплекс взял курс на опережающее развитие. Это значит, что магистральный транспорт появляется там, где девелоперы только начинают осваивать территорию. В современном городе даже самый впечатляющий проект жилого или офисного комплекса обречен на провал, если туда невозможно добраться общественным транспортом. В то же время открытие новой станции метро, МЦК или МЦД поднимает стоимость квартир в округе на 15–25%.
Почему столица делает ставку на рельсовый транспорт?
Транспортные эксперты уверены, что справиться с перевозкой большого числа пассажиров может только рельсовый транспорт. К тому же, по подсчетам экспертов из американской консалтинговой компании Oliver Wyman Group, вредных выбросов от него до 70% меньше в сравнении с автомобильным, что превышает даже показатели электромобилей.
Однако и требования к поездам для пригородно-городских перевозок особые. Поскольку перегоны между станциями не очень большие, поезда должны быстро разгоняться и тормозить, иметь много поручней для стоящих пассажиров. Такие условия соблюдены в электропоездах «Иволга», которые курсируют по МЦД. Все вагоны в них составляют единое пространство, широкие двери и отсутствие тамбуров позволяют пассажирам быстрее входить и выходить. Между сиденьями и у входов расположены USB-розетки, в салоне работает Wi-Fi. Для маломобильных пассажиров есть аппарели, просторная туалетная комната. Создание равных возможностей для всех — также важная задача промышленного дизайна. При этом разработчики учитывают перспективу будущих изменений и заранее закладывают возможность обновления, проектируя продукты по принципу модульности конструкций.
В этом году «Трансмашхолдинг» представил третью модификацию «Иволги». В новом 11-вагонном составе будет на 50 сидений больше. Дизайнеры по-другому расположили поручни, предложили новый вид кресел с подлокотниками, разместили крючки для одежды на вертикальных поручнях, добавили порты TypeC. Есть и чисто техническое новшество: «Иволга 3.0» может разгоняться до 160 километров в час с ускорением до 1 метра в секунду — это на 30% больше, чем у аналогов. Но за цифрами также скрывается выгода для пассажиров: добраться до пункта назначения можно будет быстрее.
Какие новые виды транспорта появятся в Москве в обозримом будущем?
Следующий этап московской транспортной реформы коснулся трамвайной сети, которая с января текущего года перешла в управление метрополитена. Непривычное решение для России, однако в большинстве мегаполисов мира, активно развивающих трамвайные маршруты, они становятся полноправной частью транспортного каркаса — такой же, как метро или городские электропоезда. Одни из первых линий нового трамвая — скоростного, бесшумного и еще более удобного — появятся в Чертаново и Измайлово, а то, как именно они будут выглядеть и функционировать, определят жители в ходе общественных слушаний.