Развивая национальную промышленность: опыт ТМХ

27 августа 2021

Отмечающий в следующем году 20-летие «Трансмашхолдинг» (ТМХ) за время работы стал одним из драйверов технологического возрождения России. Ставя в приоритеты задачи развития страны и содействия повышению эффективности заказчиков, холдинг вернул к жизни целую отрасль машиностроения и стимулировал создание новых высокотехнологичных производств. Сегодня ТМХ реализует десятки амбициозных и сложнейших проектов, на которые способны только мировые лидеры железнодорожного машиностроения, и во многом определяет тренды для многих отраслей отечественной промышленности. Сформированные за годы работы принципы производитель транслирует в работу на зарубежных рынках, создавая и реализуя возможности для роста международного статуса российской машиностроительной продукции.

Системный вклад в экономику

Бескрайние просторы, богатые ресурсами земли и большие расстояния между городами – в таких условиях очевидно, что в России важнейшие значение имеют железнодорожной и городской рельсовый транспорт, для эффективной работы которых должны быть сильны собственные компетенции по производству подвижного состава. Сохранение этой отрасли в начале 2000-х, когда экономика России была в тяжелом состоянии, а транспорт остро нуждался в новой технике, было практически задачей национальной важности. Как уже показало время, идея акционеров собрать в рамках нового холдинга ТМХ разрозненные предприятия оказалась верной: синергия компетенций позволила возродить железнодорожное машиностроение, обеспечить современной техникой сферу перевозок и создать все возможности для роста российского присутствия на мировом рынке.

Ежегодные объемы подвижного состава, выпускаемого ТМХ, являются крупнейшими в России, а по итогам 2019 года российский машиностроитель был № 4 на мировом рынке по выручке от продаж новой техники. В 2020 году были установлены новые рекорды производства: на предприятиях ТМХ выпущены 193 маневровых тепловоза, 204 магистральных электровоза, 233 секции магистральных тепловозов, 690 вагонов электро- и дизель-поездов, 706 вагонов метро и 1 143 пассажирских вагона локомотивной тяги. Такой результат обеспечен благодаря слаженной работе коллектива из 40 000 человек, а с учетом смежных отраслей-поставщиков над заказом, выполняемым ТМХ, работают более 150 000 человек.

11.jpg

Важная роль ТМХ для промышленности России отмечается государством. В 2020 году в рамках противодействия негативным экономическим эффектам, связанным с пандемией Covid-19, Правительство РФ сформировало перечень системообразующих предприятий, которым в приоритетном порядке должна быть обеспечена поддержка, в том числе в части субсидирования оборотных средств. ТМХ был включен в этот реестр одним из первых. Стоит отметить, что холдинг крайне внимательно подошел к обеспечению противовирусной защиты – затраты на нее на предприятиях холдинга в 2020 году составили более 500 млн руб.

В своей деятельности холдинг всегда учитывает национальные цели России. Так, ТМХ уже работает над проектами по снижению выбросов парниковых газов, и разрабатывает подвижной состав с применением передовых тяговых решений: газовых двигателей, литий-ионных аккумуляторов и водородных топливных элементов. Такая техника призвана заменить дизельную тягу на неэлектрифицированных путях и тем самым снизить антропогенное воздействие на климат. Это соответствует не только целям, определенным руководством страны, но и принятым ООН глобальным целям устойчивого развития. А если говорить об электрифицированных путях, то в данного сегменте ТМХ активно повышает энергоэффективность подвижного состава с момента своего основания.

Создание научно-технической базы будущего страны

Инвестиции в новые разработки и создание условий для реализации отечественной инженерной мысли – одни из приоритетов ТМХ. В начале пути в связи с необходимостью ускоренного создания конкурентоспособной техники потребовалось привлечь идеи из-за рубежа. Однако делалось это с умом: ТМХ в качестве стратегического партнера выбрал одного из лидеров мирового рынка – Alstom, а достигнутые договоренности обязывали французского производителя в том числе передавать ключевые технологии и обучать персонал. Сейчас же стратегия ТМХ максимально ориентирована на формирование собственной интеллектуальной собственности.

За последние 5 лет на НИОКР холдингом было направлено более 7 млрд рублей. Только в 2020 году ТМХ сертифицировал более 60 наименований продукции, включая ранее не выпускаемую холдингом. Так, за 2 года были разработаны и в прошлом году сертифицированы электровозы нового поколения 2ЭС5С и 3ЭС5С с первым российским асинхронным приводом на IGBT-транзисторах (также разработан ТМХ) и широкими цифровыми возможностями. В прошлом году прошли сертификацию и рельсовый автобус «Орлан» в трехвагонном исполнении, и новые пассажирские вагоны локомотивной тяги, разрабатываемые в рамках долгосрочного контракта с «Федеральной пассажирской компанией» (входит в ОАО «РЖД»).

11.jpg
Презентация электропоезда ЭГЭ2Тв «Иволга» на Ярославском вокзале, июль 2021 года

Другой флагман линейки современного подвижного состава – платформа электропоездов «Иволга». С 2013 года, когда началась разработка базовой модели, с каждой модификацией ТМХ приближается к идеалу современного российского поезда для городских, пригородных и межрегиональных перевозок. Летом 2021 года машиностроитель представил головной вагон нового поколения «Иволги 3.0», с конструкционной скоростью 160 км/ч, улучшенными показателями ускорения (на 10% быстрее, чем «Иволга 2.0») и новым современным дизайном интерьера, созданным российским партнером ТМХ –компанией «2050.ЛАБ».

Также за считанные годы выведен на рынок совершенно новый поезд метро, который уже стал визитной карточкой Москвы. В 2020 году платформа получила дальнейшее развитие. Дизайн поезда создан в партнерстве с ведущей европейской студией Italdesign Giugiaro S.P.A, а за счет технических решений поезд является одним из самых передовых в мире, при этом имея гораздо более привлекательную цену.

Прорабатываются и другие амбициозные проекты. Один из них – внедрение технологии тяги с применением водородных топливных элементов на базе рельсового автобуса «Орлан». Планируется, что к 2023 году на сети будет внедрено 7 водородных поездов, а к 2030-му – 13. Второй проект – запуск работы метро в Казани с полностью беспилотным уровнем автоматизации GoA4. Для его реализации в 2020 году ТМХ совместно с ЛокоТех-Сигналом открыл в ОЭЗ «Иннополис» центр компетенций по беспилотным технологиям. При наличии соответствующей нормативной базы метрополитен столицы Татарстана может стать полностью автоматизированным к 2025 году.

Параллельно в холдинге внедряется единая дизайн-концепция подвижного состава (бренд-ДНК): она предполагает наличие единых ассоциативных элементов в экстерьере подвижного состава, что должно позволить повысить международную узнаваемость не только техники ТМХ, но и российской высокотехнологичной продукции в целом. Результат такого подхода не заставил себя долго ждать. В 2020 году холдинг получил престижную международную премию в области дизайна Red Dot за новейший поезд метро.

Также ТМХ начал использовать другой инструмент стимулирования научно-технических разработок – в этом году холдинг совместно с Фондом «Сколково» впервые проводит акселерационную программу, призванную найти перспективные разработки для подвижного состава метрополитена. К рассмотрению принимаются заявки от стартапов с продуктами и решениями, находящимися на этапах опытной разработки, промышленного образца, готового к запуску или действующего бизнеса. Планируется, что лучшие проекты войдут в производственный цикл ТМХ, при этом пилотное внедрение будет осуществляться совместно с машиностроителем.

Содействие развитию и повышению эффективности промышленности

Производство подвижного состава имеет один из самых высоких мультипликативных эффектов среди всех отраслей промышленности. Так, при создании локомотива используется несколько тысяч комплектующих, и подавляющее большинство из них поставляют сторонние производители.

В 2020 году на приобретение сырья, материалов и полуфабрикатов ТМХ направил 200 млрд руб. – это рекордный показатель для холдинга за всю историю. При этом закупки осуществляются по более чем 85 тысячам номенклатурных позиций, а 80% из них – специализированная продукция, качество и применяемость которой регулируются отраслевыми, общероссийскими и международными стандартами и сертификатами в области безопасности на транспорте. Среди поставщиков ТМХ – около 2 000 малых и 540 средних предприятий, а также свыше 3 700 микропредприятий. Непосредственно у МСП закупается практически треть материалов, комплектующих и услуг.

В работе с поставщиками проявляется еще один пример следования ТМХ национальным целям – ориентация на развитие отечественной компонентной базы. Содействуя достижению государственных задач по импортозамещению, холдинг стремится формировать долгосрочные программы партнерства и развития, которые создают благоприятные условия для становления инновационных высокотехнологичных производств. Такой же подход машиностроитель применяет и во взаимодействии с иностранными партнерами, так как локализация выгодна ТМХ: снижается стоимость закупаемых изделий, сокращаются сроки поставок, уменьшается влияние внешнеполитических и макроэкономических факторов.

ТМХ содействует и развитию инфраструктуры для становления новых промышленных производств. Наиболее ярким примером является поддержка создания в Тверской области Промышленного технопарка «КСК», в рамках которого уже работают производства ключевых компонентов: электроники, климатического оборудования, элементов интерьера и экстерьера и др. Планируется, что к концу 2024 года в технопарке будет размещено 19 резидентов и создано почти 3 тыс. рабочих мест. Общий объем инвестиций в проект – 5 млрд руб.

Не меньшее внимание холдинг уделяет развитию собственных компетенций по выпуску критически важных узлов подвижного состава. Так, сегодня ТМХ активно работает над созданием и внедрением в перспективный подвижной состав высокоэффективных дизельных двигателей, которые должны прийти на смену импортным аналогам. Именно с такой силовой установкой – двигателем 16ЛДГ220 – создается перспективный мощный тепловоз 2ТЭ30А для решения стратегических задач России по перевозкам грузов на Восточном полигоне сети ОАО «РЖД».

В то же время ТМХ повышает и эффективность производства конечной продукции: за последние 5 лет машиностроитель инвестировал в основные средства, нематериальные активы и др. более 55 млрд руб. Реализуется масштабная программа цифровизации производственных и сервисных мощностей, которая должна вывести принятие решений на принципиально новый уровень, сократить время, необходимое для создания новых продуктов, и повысить эффективность работы холдинга. В период с 2019 года на 8 предприятиях ТМХ организовано 32 эталонные линии, обеспечивающих высокую ритмичность выпуска и возможность выполнять с высоким качеством весь поступающий объем заказов и даже больше. В 2021 году перед заводами уже поставлена задача по переходу к эталонным потокам, которые включают в себя все ключевые этапы изготовления продукции, начиная от рамы кузова и заканчивая выходом готового изделия из заводских ворот для передачи в эксплуатацию. До конца года должно быть запущено 16 потоков, охватывающих основную линейку серийной продукции.

22.jpg
Эталонная линия по сборке тепловозов на Брянском машиностроительном заводе (входит в ТМХ)

Дальнейшая стратегия ТМХ строится по двум основным направлениям – экспансия на мировой рынок и упрочнение позиций внутри страны. В портфолио холдинга есть поставки в более 30 стран Восточной и Центральной Европы, Центральной Азии, Африки и Латинской Америки. Выходя на зарубежные рынки, холдинг реализует тот же подход – долгосрочное сотрудничество в интересах заказчиков и промышленности стран-партнеров, включающее локализацию производств, развитие местных поставщиков, готовность предоставлять сервис на всем жизненном цикле продукции. Такая системная позиция способствует не только бизнесу и экспорту высокотехнологичных решений, но и укреплению России на международной арене.

Опубликовано в журнале «Техника железных дорог» №3 (55) август 2021»