21 июня 2021
Пока урбанисты и экологи призывают горожан пользоваться общественным транспортом вместо личного, многие водители все равно не спешат отказываться от ежедневных поездок за рулем. Один из главных аргументов — «пускай приходится стоять в пробках несколько часов, но зато это время можно провести с комфортом». Вместе с компанией «Трансмашхолдинг» — производителем пассажирских поездов, которые вы могли видеть в московском метро, на МЦД и железнодорожных маршрутах дальнего следования, — разбираемся, зачем пересаживаться на общественный транспорт и сможет ли он стать настолько удобным, чтобы на нем захотели ездить даже самые убежденные автомобилисты.
К чему может привести рост количества автомобилей
Эксперты
считают, что к 2050 году в мире будет в два раза больше автомобилей, чем сейчас: их количество может достигнуть 2 миллиардов, и сосредоточены они будут в крупных городах. Такая автомобилизация определенно затронет Москву: по
данным ЦОДД, за последние восемь лет количество личных автомобилей в столице выросло на треть — с 5,7 до 7,7 миллиона. В итоге машинам может просто
не хватить дорог. Вспомните, как выглядит Садовое кольцо в девять часов утра по будням или выезд из Москвы теплым вечером пятницы. Кроме того, большую часть времени машина не используется, а стоит на парковке, занимая место, так что 2 миллиардам автомобилей еще и понадобятся площади для стоянки.
Чем общественный транспорт лучше личного
Социальная реклама из немецкого города Мюнстера показывает, как много места занимает десяток автомобилей по сравнению с автобусом, хотя перевозят они одинаковое количество людей. Общественный транспорт может спасти города от многочасовых пробок, гигантских парковок, на месте которых могли бы появиться скверы, а также от проблем с экологией. В Гринписе
считают, что в большинстве крупных городов России главным источником загрязнения воздуха являются выхлопы автотранспорта. В них содержатся опасные для здоровья диоксиды азота и углекислый газ, который влияет на изменение климата.
Как показать горожанам преимущества общественного транспорта
Мотивировать водителей отказаться от своей машины лучше всего с помощью развития общественного транспорта, чтобы передвигаться по городу на нем было проще и удобнее, чем на своем авто. Например, в Москве станция метро, МЦК или МЦД теперь есть практически в каждом районе, оплатить поездку можно банковской картой с PayPass или с помощью приложения. В подземке пассажиров ждут новые поезда «Москва», собранные на подмосковном заводе «Метровагонмаш» «Трансмашхолдинга». В них больше места, есть сквозной проход через весь состав, а дверные проемы шире, что позволяет входить и выходить из вагонов быстрее.
Когда общественный транспорт может быть даже быстрее автомобиля
В Москве сейчас больше 380 километров выделенных полос для общественного транспорта. Они есть и в центре — на Сретенке, Покровке, Якиманке, — и на главных транспортных артериях города — Ленинградском шоссе, Кутузовском проспекте, Профсоюзной улице. Сразу же после появления выделенных полос наземный городской транспорт стал ходить на 30 % быстрее и сейчас
если и отстает от графика, то максимум на 30 секунд. Ну а во время сильных дождей и снегопадов автомобилистам рекомендуют пересаживаться на метро — на него погода не влияет. В часы пик поезда ходят каждые 90 секунд, а точность графика движения держится на уровне 99,98 %.
Сможет ли общественный транспорт сравниться с автомобилями по уровню комфорта
Сегодня метро вполне может конкурировать с авто по уровню комфорта. Например, в вагонах поездов серии «Москва» установлены мягкие сиденья, есть Wi-Fi, USB-разъемы, чтобы зарядить гаджеты. Интерактивные экраны заменили бумажные схемы метро. Они помогут рассчитать время в пути от одной станции до другой. Лучше ориентироваться помогают дополнительные консольные мониторы и увеличенные табло над выходом. Впервые название конечной станции дублируется на боковых табло, так что, подходя к вагону, можно не сомневаться, что поедешь в нужном направлении.
Как изменится общественный транспорт в будущем
Самые смелые прогнозы обещают беспилотное такси и
Hyperloop, на котором до Петербурга можно будет доехать за 36 минут. По более реалистичному сценарию общественный транспорт просто станет более экологичным и удобным. К 2030 году весь парк Мосгортранса
заменит электротранспорт. Уже через четыре года у 90 % москвичей
появится хотя бы одна станция метро в шаговой доступности, а в подземке станет больше современных поездов — на Кольцевую, Большую кольцевую и Калужско-Рижскую линию
выйдут 170 новых поездов «Москва 2020». Впрочем, чтобы прокатиться на них, ждать не нужно — поезда уже перевозят пассажиров по кольцу и оранжевой ветке.
Новый уровень комфорта
Теперь на метро можно не только быстрее добраться до места назначения, но и не переживать из-за удобства и безопасности поездки. В новых поездах «Москва» сделано зональное освещение, в вагонах появились энергосберегающие светильники с настраиваемой цветовой температурой: утром включается холодный свет, который помогает взбодриться, а вечером — теплый, с которым проще настроиться на отдых. Поручни с теплым покрытием расположены на разных уровнях, чтобы всем пассажирам было удобно. Уровень шума в поезде «Москва» на 15 % ниже по сравнению с более ранними моделями, и, что сейчас особенно актуально, в поезде работает система обеззараживания воздуха. Установки работают на основе бактерицидных ультрафиолетовых ламп, благодаря чему воздух в салон поступает уже очищенным.
Источник: the village