На дачу на наземном метро. Как МЦД делают дорогу за город комфортнее

27 мая 2021

Многие москвичи открыли дачный сезон еще в конце апреля. У такого отдыха есть один ключевой минус: до дачи не так-то легко добраться, особенно, когда «вся Москва» выезжает на природу. Альтернативой машине могут стать Московские центральные диаметры.

Столичный Департамент транспорта заранее предупредил москвичей: «Из города лучше выезжать до 15 часов, после окончания вечернего часа пик или утром в субботу». Однако далеко не каждый может позволить себе работать в пятницу только половину дня или тратить драгоценное субботнее время на проезд. Зато на направлениях, куда уже запущены диаметры — а это от Одинцова до Лобни (МЦД-1) и от Нахабина до Подольска (МЦД-2), — выезжать за город удобнее именно на общественном транспорте.

Ключевое отличие МЦД от обычных пригородных поездов — тактовое движение. Здесь не нужно запоминать расписание, поскольку поезда идут каждые 5-7 минут в часы пик, и долго ждать на платформе не придется. 


«МЦД не только обеспечивает ежедневную маятниковую миграцию, но и в том числе дает возможность выехать за город, например, на отдых на праздники. Конечно, наряду с другими видами транспорта диаметры вносят свой вклад в этот процесс, в частности, помогают разгрузить вылетные магистрали», — отмечает заведующий лабораторией инфраструктурных и пространственных исследований Института отраслевых рынков и инфраструктуры (ИОРИ) РАНХиГС Юрий Пономарев.

Москвичи и жители Подмосковья активно используют возможности МЦД: так, со времени открытия в ноябре 2019 года по диаметрам проехали уже более 200 млн пассажиров.

«Развитие МЦД и нового подвижного состава на нем позволяет бесшовно пересаживаться между разными видами транспорта в том числе за счет возможности перевозить с собой (например, в поездах „Иволга“) велосипед или самокат. Они, в свою очередь, развивают устойчивую мобильность и решают проблему „последней мили“, когда от метро или МЦД приходится идти пешком до места назначения», — считает Юрий Пономарев.

В «Иволгах» широкие двери, не проблема зайти в поезд с сумками, велосипедом. Да и маленького ребенка можно вывезти на свежий воздух с комфортом: для колясок отведено специальное место. Велосипеды тоже можно закрепить в головном вагоне и ехать, ни о чем не беспокоясь. Многим пассажирам нравятся переходы из вагона в вагон: вместо традиционных для электропоездов тамбуров в «Иволге» широкие и хорошо освещенные сквозные проходы. Об этом пользователи говорили в ходе прошлогоднего исследования пассажирского опыта на МЦД. 

В загородной поездке можно не волноваться за зарядку телефона или планшета: в каждом сидении имеется USB-розетка. А плавный ход поезда позволяет хоть подремать, хоть поработать за ноутбуком (обычные розетки в поезде тоже имеются).

Вместе с тем эпидемиологическую безопасность пассажиров в поездке обеспечивают установки обеззараживания воздуха. Они вмонтированы в систему вентиляции и с помощью мощных ультрафиолетовых ламп делают бактерии и вирусы, проходящие через воздушный поток, неопасными для человека. В каждом вагоне работают по две такие установки. А чтобы снизить риск передачи инфекций через поверхности, кран, дозатор мыла и сушилка в туалетной комнате сделаны бесконтактными.

«Иволгу» спроектировали инженеры на Тверском вагоностроительном заводе (входит в «Трансмашхолдинг»). В Твери поезд и производят, при этом 90% комплектующих для него изготавливают на отечественных предприятиях. В общей сложности в создании различных деталей и узлов будущего поезда задействованы 15 тысяч рабочих с 360 предприятий из различных регионов страны.

Сейчас инженеры и дизайнеры «Трансмашхолдинга» разрабатывают новую модификацию электропоезда: «Иволгу 3.0». Специалисты работают над улучшением ряда технических характеристик. В компании отметили, что планируют увеличить число кресел без ущерба для вместимости. Так, в новом 11-вагонном составе будет на 50 сидений больше, чем в ранних версиях «Иволги». Рядом с сидениями планируют разместить держатели для сумок и рюкзаков, так что дачникам в этом поезде будет еще удобнее. Кстати, мнение пассажиров непременно учитывается при создании новой модификации поезда. Для специалистов это отличная подсказка насчет того, в какую сторону двигаться, улучшая эргономику и дизайн салона. Вместе с тем «Иволга» способна подстраиваться и под пожелания заказчика. Изначально созданная как многофункциональная платформа, она может быть и городским электропоездом, и поездом для пригородных или межрегиональных перевозок, а число вагонов может изменяться.

МЦД также продолжают развиваться. Только в прошлом году было открыто 15 новых и реконструированных станций. При этом диаметры позволяют снизить нагрузку на улично-дорожную сеть, а значит, и уменьшить выбросы от автомобилей. 

«Развитие рельсового общественного транспорта в мегаполисах, безусловно, способствует улучшению экологической ситуации в городе. И не только потому, что метрополитен, трамвай или МЦД — это электротранспорт. Дело в том, что удобный общественный транспорт дает больше стимулов людям, которые пользуются личным транспортом, чтобы пересесть на общественный», — отмечает председатель Московского общественного объединения «Союз пассажиров» Кирилл Янков. 

Вклад в улучшение экологии столицы в будущем внесут еще три диаметра. МЦД-3 «Ленинградско-Казанский» будет идти из Зеленограда в Раменское. МЦД-4 «Киевско-Горьковский» пройдет от Железнодорожного до Апрелевки, а МЦД-5 «Ярославско-Павелецкий» — от Пушкина до Домодедова. Таким образом, и возможностей, чтобы выехать на природу с комфортом, у любителей загородного отдыха станет больше.

Сергей Зайцев, Аргументы и Факты