20 лет ТМХ: от кризиса к «Индустрии 4.0»

22 февраля 2022

В 2002 году, когда отечественное железнодорожное машиностроение вплотную подошло к критической черте, за которой отрасль уже утрачивала возможность разрабатывать и производить современную технику, было зарегистрировано ЗАО «Трансмашхолдинг».

За прошедшие годы его руководству удалось объединить в единую структуру ведущие предприятия по выпуску подвижного состава и компонентов – всего в составе холдинга более полутора десятков производственных и сборочных площадок в России и мире. К своему 20-летнему юбилею компания подходит в статусе одного из мировых лидеров железнодорожного машиностроения, сумевшего обеспечить страну самой передовой рельсовой техникой и занять уверенные позиции на зарубежных рынках.

Основа устойчивости отрасли

Сегодня АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) по целому ряду позиций является крупнейшим поставщиком подвижного состава для железнодорожной отрасли в России: в 2021 году компанией было выпущено 100% пассажирских вагонов локомотивной тяги, вагонов метро и магистральных тепловозов в стране, почти 70% моторвагонного подвижного состава, 83% маневровых тепловозов и 69% магистральных электровозов. Однако 20 лет назад большинство заводов, нынешних флагманов холдинга, находилось в состоянии банкротства, для отрасли остро стоял вопрос о закупках подвижного состава за рубежом. В первые годы существования ТМХ предстояло заново выстроить структуру, переоснастить производство и обучить персонал, разработать новые конкурентоспособные образцы техники, опираясь на потребности российских железных дорог и передовой мировой опыт.

Стратегия формирования холдинга путем приобретения предприятий, закрывающих интересы разных сфер производства железнодорожной техники, позволила развиваться за счет синергии и использования близких компетенций внутри его периметра.

В 2007 году акционером компании стало ОАО «РЖД», а в 2008-м оформилось сотрудничество с ведущим мировым производителем железнодорожного подвижного состава – французской компанией Alstom. Это открыло доступ к современным технологиям машиностроения. Впоследствии, в 2015 году, ОАО «РЖД» вышло из числа акционеров, ведь цель создания надежной си- стемы отечественного железнодорожного машиностроения в стране была достигнута – отрасль гарантированно будет обеспечена современной техникой и оборудованием.

На предприятиях ТМХ в настоящее время трудится более 40 тыс. человек, еще 60 тыс. – в компании «ЛокоТех», которая занимается обслуживанием и ремонтом локомотивов. И этот этот высококвалифицированный персонал – основа потенциала России в области транспортного машиностроения. За последние 9 лет холдинг закупил у предприятий-поставщиков материалы, комплектующие и услуги на сумму почти 1 трлн руб. У малых и средних предприятий закупается свыше 30% материалов, комплектующих и услуг, что вносит свой вклад в развитие экономики страны.

Укрепив положение внутри страны, ТМХ стал рассматривать возможности экспансии на мировой рынок. У холдинга есть зарубежные производственные и сервисные площадки в Аргентине, Венгрии, Германии, Египте, Казахстане и ЮАР. В течение последних нескольких лет компания поставляла железнодорожную технику и подвижной состав для метро в Азербайджан, Беларусь, Египет, Казахстан, Монголию, Таджикистан и Узбекистан. В целом ТМХ реализовывал проекты в более чем 30 странах. В январе 2022 года стало известно, что он стал победителем тендера в Аргентине, куда поставит 560 вагонов электропоезда на базе платформы «Иволга» на 864 млн долл. И это не самый крупный контракт в экс- портном портфеле холдинга – поставка 1 300 пассажирских вагонов в Египет оценивается более чем в 1 млрд евро. В практическую плоскость перешел и еще один крупный проект по обслуживанию электропоездов в Германии для оператора Go Ahead Bavaria, для чего в баварском муниципалитете Лангвайд было построено собственное депо, которое обслуживает электропоезда. Договор, заключенный 1 декабря 2020 года, рассчитан на 12 лет. Стоимость контракта составила 250 млн евро.

На экспортные контракты в 2020 году пришлось около 10% всей выручки ТМХ.

1122.jpg


В общей сложности ТМХ поставит в Египет 1 300 пассажирских вагонов

Передовые принципы работы ТМХ во многом определяют развитие всего сектора железнодорожного машиностроения страны. Содействуя решению государственных задач развития промышленности, компания активно способствует расширению отечественной компонентной базы и импортозамещению, что в конечном итоге способствует повышению устойчивости отрасли и обеспечению национальной безопасности России.

Флагманы локомотивостроения

Реализуя стратегию развития холдинга, ТМХ разделил производство на ряд направлений, для каждого поставив четкие задачи по производству высокотехнологичной техники собственной разработки. Аккумулируя опыт серьезной инженерной школы еще с советских времен, заводы холдинга выпускают технику на уровне лучших зарубежных образцов, отвечающую со- временным требованиям, в том числе по энергоэффективности.

За последние годы был существен- но обновлен продуктовый портфель по локомотивам, модернизированы производственные мощности. Одно из крупнейших предприятий железнодорожного машиностроения – Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ) – с 2012 года выпустил 80 двухсистемных пассажирских электровозов ЭП20 для российских железных дорог. Это самый современный локомотив в своем классе, способный работать и на постоянном, и на переменном токе.

Гордостью НЭВЗа стал магистральный грузовой электровоз переменного тока 4ЭС5К «Ермак» – один из самых мощных в мире, он способен вести состав весом 7 100 тонн по сложному рельефу Восточного полигона. Все локомотивы «Ермак» производятся с оборудованием, позволяющим водить поезда по «виртуальной сцепке», синхронно, тем самым увеличивая пропускную способность сети. На конец декабря 2021 года общее количество выпущенных заводом локомотивов «Ермак» с разным количеством секций достигло 1 848 единиц.


222.jpg

Электровоз переменного тока 4ЭС5К «Ермак» – один из самых мощных в мире


333.jpg

Магистральный грузовой тепловоз 3ТЭ25К2М, специально созданный для суровых условий БАМа

Являясь крупнейшим производителем магистральных грузовых и пассажирских тепловозов в России, ТМХ делает ставку на создание модификаций с увеличенной грузоподъемностью для повышения провозной способности на неэлектрифицированных участках. Ведущее предприятие этого сектора – Брянский машиностроительный завод (БМЗ) – способно выпускать до 300 секций магистральных тепловозов и 240 маневровых тепловозов в год. В рамках программы совершенствования технологических процессов в 2019 году была осуществлена модернизация производства, в том числе на приобретение оборудования было направлено 1,25 млрд руб., в 2020 году – более 700 млн руб.

Флагман завода – магистральный грузовой тепловоз 3ТЭ25К2М, специально созданный для суровых условий БАМа и вождения тяжелых составов. К настоящему моменту более 100 локомотивов этой серии приписаны к депо Комсомольск-на-Амуре Дальневосточной железной дороги. Высокая энергоэффективность, повышенные тяговые свойства и современные стандарты экологической безопасности модели сделали ее востребованной и для промышленных предприятий: в прошлом году впервые шесть единиц 3ТЭ25К2М пополнили парк частного перевозчика ООО «Эльга-Транс».

Модернизация производства позволит БМЗ в скором времени начать выпуск ТЭМ23 – новейшего четырехосного двухдизельного маневрового тепловоза модульной конструкции. За счет применения современных дизельных двигателей мощностью 309 или 368 кВт каждый модель более экологична: в два раза снижен уровень шума, обеспечена экономия топлива и масла до 30% по сравнению с серийными тепловозами других моделей. Ожидается, что уже в первом полугодии 2022 года ТЭМ23 получит сертификат соответствия новому техрегламенту ЕАЭС.

Новый облик пассажирского транспорта

Велика роль холдинга и в создании пассажирского подвижного состава – на его предприятиях производится техника для городского и пригородного сообщения, а также дальнего следования. Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ) производит весь спектр одноэтажных и двухэтажных пассажирских вагонов. Ведутся работы над новыми моделями, в том числе прорабатывается концепция некупейного капсульного вагона в габарите Т, призванного обеспечить максимальную индивидуализацию пространства при поездке. Кроме того, на ТВЗ налажено производство городского электропоезда «Иволга». С 2016 года было выпущено 439 вагонов «Иволги» для эксплуатации на Московском транспортном узле, в том числе на Московских цен- тральных диаметрах (МЦД). Сейчас завод готовится к производству новой модификации ЭГЭ2Тв («Иволга 3.0»).

44.jpg

«Иволга» – первый российский электропоезд городского типа

Демиховский машиностроительный завод (ДМЗ) производит электро- поезда постоянного и переменного тока для пригородного и межрегионального сообщения, которые успешно эксплуатируются во всех климатических зонах России, а также в странах СНГ. Поезда ЭП2Д и ЭП3Д – на сегодняшний день основная продукция предприятия. С 2016 года ДМЗ выпустил 1 637 и 306 вагонов этих моделей. Кроме того, предприятие – единственный в стране производитель мало- составных электропоездов (от 2 до 4 вагонов) для участков с низким пассажиропотоком.

Кроме того, «Метровагонмаш» с 2019 года для неэлектрифицированных направлений выпускает рельсовые автобусы РА-3 «Орлан», относящиеся к числу наиболее высокотехнологичных разработок в мире.

55.jpg

Рельсовые автобусы РА-3 «Орлан» для неэлектрифицированных направлений

Передовые технологии комфорта и безопасности ТМХ воплотил в обновленном подвижном составе для метро Москвы и других метрополитенов России и зарубежья. Вагоны проекта «Москва 2020» получили заслуженное признание жителей столицы за удобство и продуманный дизайн. В 2021 году ТМХ поставил 337 инновационных вагонов. К 2023 году планируется произвести еще 660 вагонов, что сделает парк Московского метрополитена самым молодым в мире.

77.jpg

На Коломенском машиностроительном заводе проходит техническое перевооружение производства

Отдельно стоит отметить деятельность ТМХ по развитию отечественного двигателестроения, что важно не только для железнодорожного машиностроения, но и для всей промышленности страны. На его заводах разрабатывают несколько типов дизельных двигателей мощностью до 7 500 кВт. Для увеличения объемов производства и ремонта дизелей на Коломенском машиностроительном заводе проходит техническое перевооружение производства. Планируется, что после проведения реконструкции цехов во второй половине 2022 го- да он сможет выпускать до 650 единиц и ремонтировать до 500 единиц дизельных двигателей в год, общий объем инвестиций составляет около 10,8 млрд руб.

Вместе с тем заканчивает реализацию долгосрочной инвестиционной программы и «Пензадизельмаш». Общий объем вложений в модернизацию предприятия составил 1,5 млрд руб., что позволило ему нарастить мощности производства дизельных двигателей. На 2022 год предприятие запланировало повысить объем выпуска до 252 дизель-генераторов, включая комплектующие собственного производства, ранее приобретавшиеся на Украине.

Эффективность – «в цифре»

Движение в русле современных мировых тенденций производства железнодорожной техники сегодня становится залогом востребованности продукции – тот, кто сможет транс- формироваться, станет недостижим для конкурентов. ТМХ понимает текущие вызовы рынка и ожидания потребителя, поэтому является одним из пионеров цифровизации в российском машиностроении, вместе с тем большое внимание уделяя разработке единого дизайна продукции и внедрению новых экологических стандартов. В 2021 году, к примеру, ТМХ завершил основную часть работ по переходу с устаревшей системы 1С:УПП на со- временную 1C:ERP. Проект стал крупнейшим в мире – в его периметр было включено более 30 организаций, охвачено более 35 тыс. автоматизированных рабочих мест. За его реализацию компания получила в ноябре 2021 года премию CNews Awards 2021 в номинации «ИТ в промышленности».

88.jpg

Объем выпуска подвижного состава предприятиями ТМХ за 2002–2021 годы

В целом же программа цифровой трансформации ТМХ включает более 40 инициатив, которые должны быть комплексно интегрированы во все этапы жизненного цикла продукции, начиная с проектирования новой техники и заканчивая ее обслуживанием, включая ремонты и модернизацию. При проектировании подвижного состава ТМХ ориентируется на создание техники на основе модульного принципа конструкций и единых унифицированных базовых платформ, что дает возможность объединить все элементы внутреннего и внешнего облика одним стилем, сделать их узнаваемыми.

99.jpg

Объем инвестиций холдингав производственный комплекс в 2015–2021 годах, млрд руб.

Эстетика и функциональность дизайна подвижного состава ТМХ впервые получила признание в 2016 году: двухэтажный пассажирский вагон 61-4492 стал призером международного конкурса Good Design Awards. В 2019 году холдинг вышел на новый уровень, разработав уникальную концепцию дизайна – бренд-ДНК. За счет единых формообразующих элементов удалось создать узнаваемый образ всей новой техники. В 2020 году бренд-ДНК стал победителем международного конкурса Red Dot Design, а в 2021 году лауреатом конкурса iF Design Awards. Вагон метро «Москва 2020» был признан лауреатом премии «Формула движения», а в 2021 – победителем конкурса Red Dot Design. Международной премией в области промышленного и графического дизайна Good Design в 2021 году отметили дизайн-концепцию четырехосного маневрового двухдизельного тепловоза ТЭМ23.

Для поиска новых идей и решений, которые еще больше повысят безопасность и комфорт для пассажиров, ТМХ активно привлекает внешние ресурсы. В мае 2021 года компания совместно с Фондом «Сколково» создала стартап-платформу и запустила первый в России конкурс проектов для перспективных поездов метрополитена и другого современного городского рельсового транспорта. В финал вышло более двух десятков новых решений для городского рельсового транспорта, которые могут быть применены на подвижном составе в ближайшем будущем.

Новой и обязательной тенденцией в мире стало следование принципам экологичности производства и уменьшения углеродного следа в своей деятельности. В прошлом году холдинг подписал соглашение о сотрудничестве в связи с созданием Национального ESG-альянса, который будет содействовать переходу к новой устойчивой модели развития экономики, сохранения природы и экологического благополучия общества. Компания уже ведет реальную работу по переходу к топливу будущего: совместно с ОАО «РЖД» холдинг разрабатывает новый пассажирский поезд на водородных топливных элементах. Проект планируется реализовать в 2024 году на Сахалине. Производственная площадка для вы- пуска нового вида техники готовится на ТВЗ, там будут изготовлены первые семь опытных поездов. Способность держать руку на пульсе, возглавляя ключевые изменения в отрасли, позволяет холдингу прочно удерживать звание одного из лидеров железнодорожного машиностроения.

001.jpg



"Техника железный дорог"